Советы учителя- дефектолога

Зачем задают домашнее задание?

10.01.2024

                                      Зачем задают домашние задания?   

                                                                                                                                                                                  Успех коррекционного обучения детей с речевыми нарушениями во многом определяется участием родителей  в комплексе   психолого-педагогических мероприятий.

Выполнение еженедельного домашнего задания  способствует наилучшему закреплению изученного на логопедических занятиях материала и даёт возможность свободно использовать полученные  знания, умения и навыки во всех сферах  жизнедеятельности  ребёнка.

Домашнее задание ребёнок выполняет в индивидуальной рабочей  тетради под обязательным присмотром взрослого. Желательно, чтобы с ребёнком занимался постоянно один из родителей – это помогает ребёнку и взрослому настроиться, и придерживаться знакомых единых требований. Выполнение дома определённых видов работы по заданию логопеда дисциплинирует вашего малыша  и подготавливает  к ответственному выполнению будущих школьных домашних заданий.

Так что же логопед задаёт для выполнения на  дом?

Задания строятся на материале, по исправлению нарушений звукопроизношения, изучаемого на индивидуальных занятиях, проводимых логопедом. Дополнительно новый материал должен закрепляться дома с помощью родителей в игровой форме,  во время  прогулок, в свободной деятельности детей.

Задания включают в себя основные разделы:

       - артикуляционная гимнастика, включающая упражнения, подготавливающие артикуляционный  уклад для постановки отсутствующих звуков.

      В дальнейшей работе добавляются упражнения на автоматизацию (правильное произношение поставленных звуков в слогах, словах, фразовой  и самостоятельной речи ребёнка). Эти упражнения должны выполняться дома ежедневно  от 3 до 5 раз в день. Упражнения выполняются перед зеркалом (чтобы ребёнок мог себя контролировать). Необходимо добиваться чёткого, точного, плавного выполнения движений.

       - задание на развитие фонематического восприятия и воспитание основ  звуко - слогового анализа и синтеза.

       - серия лексико-грамматических заданий направлена на обогащение пассивного словаря, а главное на стимулирование и использование в активной речи ребёнка полученных знаний, путём упражнений на словообразование, изменение по родам, числам и падежам, на согласование прилагательных и числительных с существительными; словоизменение при помощи приставок, суффиксов, объединение основ; подбор родственных, обобщающих и уточняющих слов.

        - задания по развитию связной  речи: это построение простых и сложных распространённых предложений с предлогами и без (по схеме); это рассказы-описания по плану и схеме; по серии сюжетных картинок и по одной сюжетной картине, с опорой на предметные картинки и по представлению, используя опорные слова; пересказы и самостоятельные творческие рассказы детей;  заучивание подобранных для ребёнка стихов.

        - задания на развитие мелкой моторики  и подготовки руки к письму: обведение по контуру, дорисовывание элементов, штриховка в различных направлениях разными способами по образцу; работа с трафаретами и шаблонами; вырезывание и вклеивание картинок; рисунки, аппликации, графические диктанты; печатание букв, слогов, слов и предложений и небольших связных текстов.

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И ПОМНИТЬ РОДИТЕЛЯМ ПРИ    КОНТРОЛЕ  ЗА  ВЫПОЛНЕНИЕМ ЗАДАНИЯ РЕБЁНКОМ ДОМА?

- Домашнее задание в индивидуальной тетради записывает логопед.

- Домашние задания выполняются не в один приём. А разбиваются на части (по10-15 минут работы).

Не рекомендуем выполнять задания в воскресенье вечером перед сном. Большую пользу принесёт выполнение задания небольшими порциями (по 2-3 упражнения): в пятницу в вечерние часы, суббота и воскресенье в дневное время. Артикуляционная гимнастика и автоматизация звуков выполняется ежедневно до 3-х раз в день. Остальные задания выполняются однократно.

- Все задания прочитываются взрослыми для ребёнка вслух. Эти задания ребёнок выполняет устно, а взрослый вписывает в индивидуальную логопедическую тетрадь ответ ребёнка, не корректируя его: сохраняя все произнесённые окончания и формы слов.

- Графические задания ребёнок выполняет самостоятельно (рисует, выполняет штриховку и пр.) но под обязательным присмотром взрослого. Тогда рабочая тетрадь будет выглядеть аккуратно, красиво и  красочно на протяжении учебного года. А хорошо оформленная тетрадь один из моментов педагогического и коррекционного воздействия.

- Индивидуальную  рабочую  тетрадь с выполненным домашним заданием в аккуратном состоянии ребёнок приносит в детский сад в понедельник.

- Контроль за выполнением домашнего задания позволяет поддерживать тесную взаимосвязь между логопедом, воспитателями группы и родителями, общей целью которых является  успешная коррекция речи ребёнка и всесторонняя подготовка его к обучению в  школе; выработка психологической и  эмоциональной  готовности к усвоению новых знаний и умений; воспитание грамотной, образованной, гармонично развитой личности.

- На протяжении всего учебного года проводятся консультации для родителей детей, посещающих группу. Во время консультации учитель – логопед  покажет индивидуальные коррекционные приёмы работы с ребёнком, отметит его успехи, подчеркнёт особенности прохождения коррекционного процесса, обратит внимание на вызывающие затруднения задания и упражнения; подскажет, на что необходимо обратить внимание при выполнении домашнего задания.

                   

 

свернуть

Артикуляционная гимнастика

03.01.2024

Артикуляционная гимнастика

    Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Выработка той или иной артикуляционной позы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.   

   Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно. 

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки. 

    Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. 

    Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. 

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

  1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2-3 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
  2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз. 
  3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении). 
  4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. 
  5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы. 
  6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. 
  7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему. 
  8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ. 

 Упражнения для губ

  1. Улыбка.

 Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

  1. Хоботок (Трубочка).

 Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

  1. Заборчик.

 Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.

  1. Бублик (Рупор).

 Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

  1. Заборчик - Бублик. Улыбка - Хоботок.

 Чередование положений губ.

  1. Кролик. 

 Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

 Упражнения для развития подвижности губ

  1. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами. 
  2. Улыбка - Трубочка.

 Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.

  1. Пятачок.

 Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.

  1. Рыбки разговаривают.

 Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).

  1. Сжать большим пальцем и указательными пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз.

 Упражнения для губ и щек

  1. Покусывание, похлопывание и растирание щек. 
  2. Сытый хомячок.

 Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

  1. Голодный хомячок.

 Втянуть щеки.

  1. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом. 

 Статические упражнения для языка

  1. Птенчики.

 Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

  1. Лопаточка. 

 Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

  1. Чашечка.

 Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

  1. Иголочка (Стрелочка. Жало). 

 Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

  1. Горка (Киска сердится). 

 Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

  1. Трубочка.

 Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

  1. Грибок. 

 Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

 Динамические упражнения для языка

  1. Часики (Маятник).

 Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

  1. Змейка.

 Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.

  1. Качели. 

 Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

  1. Футбол (Спрячь конфетку). 

 Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

  1. Чистка зубов.

 Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.

  1. Катушка.

 Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается в глубь рта.

  1. Лошадка.

 Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

 Упражнения для развития подвижности нижней челюсти

  1. Трусливый птенчик.

 Широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок-"птенчик" сидит в гнездышке и не высовывается. Упражнение выполняется ритмично.

  1. Акулы.

 На счет "один" челюсть опускается, на "два" - челюсть двигается вправо (рот раскрыт), на счет "три" - челюсть опущена на место, на "четыре" - челюсть даигается влево, на "пять" - челюсть опущена, на "шесть" - челюсть выдвигается вперед, на "семь" - подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. Делать упражнение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений.

  1. Имитация жевания с закрытым и открытым ртом. 
  2. Обезьяна.

 Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку.

  1. Сердитый лев.

 Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и мысленным произнесением звуков а или э на твердой атаке, сложнее - с шепотным произнесением этих звуков.

  1. Силач.

 Рот открыт. Представить, что на подбородке повешен груз, который надо поднять вверх, поднимая при этом подбородок и напрягая мускулы под ним. Постепенно закрыть рот. Расслабиться.

  1. Поставить руки на стол, сложить ладони одна на другую, упереться подбородком в ладони. Открывая рот, давить подбородком на сопротивляющиеся ладони. Расслабиться. 
  2. Опустить челюсть вниз с преодолением сопротивления (взрослый держит руку под челюстью ребенка). 
  3. Открывать рот с откидыванием головы назад с преодолением сопротивления руки взрослого, лежащей на затылке ребенка. 
  4. Дразнилки.

 Широко, часто открывать рот и произносить: па-па-па.

  1. Беззвучно, протяжно (на одном выдохе) произнесите гласные звуки:

 ааааааааааааа

 яяяяяяяяяяяяяя (расстояние между зубами в два пальца);

 ооооооооооооо

 ёёёёёёёёёёёёё (расстояние между зубами в один палец);

 иииииииииииии (рот слегка открыт).

 

свернуть

Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя дошкольного образования

27.12.2023

Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя д/о

Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется четкой организацией жизни детей в период их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течение дня и преемственностью в работе учителя-дефектолога и воспитателя. При ведущей роли учителя-дефектолога в коррекционном процессе по преодолению речевых нарушений, коррекционные задачи, стоящие перед воспитателями специальной группы, чрезвычайно важны и тесно связаны с задачами учителя-дефектолога. Среди них: - развитие восприятия, внимания, памяти, мышления у детей с трудностями в обучении; - развитие слухового внимания и памяти, фонематического восприятия; - совершенствование артикуляционной, мелкой и общей моторики у детей; - уточнение, закрепление и автоматизация отработанного учителем-дефектологом лексического материала на занятиях и в режимных моментах; - закрепление сформированных учителем-дефектологом грамматических категорий; - формирование диалогической и монологической речи; - закрепление умений звуко-слогового анализа и синтеза; - подготовка детей к письму, формирование графических умений; - устранение недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями нарушения в развитии; - закрепление в повседневной жизни опыта, речевых навыков, полученных на занятиях учителя-дефектолога; - сочетание всех видов деятельности дошкольников с развитием и коррекцией речи; - формирование положительных навыков общего и речевого поведения, развитие умения пользоваться речевыми средствами общения; - обеспечение необходимой познавательной и мотивационной базы для формирования речевых умений. Решение поставленных коррекционных задач осуществляется воспитателем на занятиях, а также в течение всего времени пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Для того чтобы лучше скоординировать коррекционную работу в группе для детей с трудностями в обучении, можно руководствоваться следующим примерным планом построения игрового комплекса во второй половине дня. Обязательными его компонентами являются: · Артикуляционная гимнастика Она может быть проведена в форме игры-сказки «Прогулка Язычка», в сопровождении стихов и загадок, картинок-символов и театра пальчиков и языка. · Дидактические игры по развитию лексико-грамматических средств языка, связной речи, фонетико-фонематических представлений и обучению грамоте – 2-3 игры. · Дидактические игры по развитию элементарных математических представлений – 2-3 игры. · Развитие мелкой моторики пальцев рук. Можно использовать следующие виды работы, способствующие развитию мелких мышц пальцев и кистей рук: 1. игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками; 2. пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения; 3. рисование по шаблону; 4. нанизывание бусин, колечек, пуговиц на проволоку, нитку; 5. волшебные палочки (раскладывание картинок по образцу и по памяти); 6. разрезные картинки; 7. мозаика; 8. «Сложи картинки из геометрических фигурок»; 9. игры со шнурами и камешками; 10. "Золушка” – раскладывание пуговиц, палочек, зерен, желудей и т.д. 11. пальчиковый театр, теневой театр; 12. пришивание, застегивание и расстегивание пуговиц. У детей с общим недоразвитием речи в той или иной степени нарушены память, внимание, восприятие и мышление. Поэтому необходимым элементом при изучении каждой новой темы являются упражнения на развитие восприятия (узнавать контурные и пунктирные изображения предметов, собрать разрезную картинку из отдельных частей и т.д.), памяти (запомнить и повторить ряд слов, запомнить ряд картинок или предметов, а затем поменять их местами и т.д.), логического мышления (сравнить предметы, выделить их ведущие признаки, классифицировать предметы, действия, установить причинно-следственные связи). Индивидуальная работа по закреплению речевых навыков (домашние тетради детей). Количество этих компонентов может меняться по усмотрению педагогов. Игры и игровые задания могут быть индивидуальными, подгрупповыми и групповыми. Игровой комплекс на каждый день необходимо выстроить так, чтобы один вид деятельности сменялся другим. Это позволит сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. Игровой комплекс проводится с учетом индивидуальности каждого и «зоны ближайшего развития». В процессе игр формируются и закрепляются не только знания, умения и навыки, но и личностные особенности: самостоятельность, свобода поведения, самооценка, инициативность. Весь игровой комплекс должен занимать 60 минут.

свернуть

«Театральная деятельность как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста»

18.12.2023

«Театральная деятельность как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста»

     Счастье - когда ты умеешь быть понятным и самим собой, и людьми. От того, как мы умеем общаться, выражать свои просьбы и чувства, понимать чужие и реагировать на них, - зависит очень многое. Все хотят видеть детей счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми.

     Общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Вначале развитие ребенка обусловлено общением с близкими взрослыми (родителями). Затем круг его общения постепенно расширяется – в его мире появляются незнакомые люди. Ведущую роль в накоплении опыта общения играет взрослый, передающий ребенку свои знания и мудрость. Однако очевидно, что ребенку недостаточно контактировать только со взрослыми; у него появляется, а затем все более усиливается стремление к общению с другими детьми. Взаимодействие со сверстниками составляет вторую сферу контактов ребенка с окружающими людьми, которая также очень важна для детей, и они сами это остро ощущают и всячески выражают. Совместная деятельность детей является основным условием возникновения и развития общения, взаимодействий и взаимоотношений.        Исследования показали, что дети 3-7 лет не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта между взрослым и ребёнком, и детьми между собой. Наблюдения позволили обнаружить, что не всегда отношения детей друг с другом складываются доброжелательно.

Следует выделить некоторые психологические группы детей:

1 .Одни-«хозяева»

  1. Другие-подчинённые у первых

3.Третьи остались вообще вне игры, дети не принимают их (причём, к некоторым из таких детей они относятся крайне негативно, других вообще не замечают )

  1. Четвёртые, хотя и держатся уверенно, но предпочитают игру в одиночестве.     

И это не полный перечень наблюдений в отношениях между детьми, свидетельствующих о том, что одна и та же среда не одинакова для разных детей, у каждого из них уже имеется опыт эмоциональных отношений с близкими взрослыми, не всегда, к сожалению, положительный, а также свой опыт деятельности с взрослыми и со сверстниками. Дети с разными стартовыми способностями должны раскрыться в одной и той же среде, и хорошо решает эту задачу театрализованная деятельность.  Ребёнка надо учить не только отвечать на вопросы взрослого, но и самому их задавать, инициативно высказываться, налаживать взаимодействия, устанавливать с окружающими доверительные, личностные, эмоционально положительные контакты, вежливо вести спор, поддерживать содержательный разговор, беседу. Среди разных форм взаимодействия с детьми специалисты называют театрализованные игры.     

Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью , потому что малыши учатся вместе с героями спектаклей переживать всю гамму эмоций , которая существует в реальной жизни. Ведь играя роль, ребёнок пропускает через себя все чувства, эмоции, проживает жизнь героя, оценивает его поведение и отношение к окружающим. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяет использовать их сильное, но ненавязчивое педагогическое средство развития речи дошкольников, которые во время игры чувствуют себя раскованно, свободно и активно взаимодействуют друг с другом и взрослыми. Любимые герои становятся образцами для подражания. Ребёнок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. Способность к такой идентификации у ребёнка позволяет оказывать влияние на развитие детей. С удовольствием перевоплощаясь в полюбившийся образ героя, малыш принимает и присваивает свойственные тому черты. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать у них опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами, поскольку они видят, что положительные качества поощряются взрослым, а отрицательные осуждаются .    

Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Задачи, стоящие перед педагогом:

 - Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощенно держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики , выразительных движений и интонации и т . д . ).

-Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами , с разными видами кукольных театров ) . -Обеспечить взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе . 

-Создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых .  Театрализованная деятельность в детском саду может быть организована в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время; ограничено включена в различные другие занятия (музыкальные, по ИЗОдеятельности и др. ). Желательно чтобы все организованные формы театральной деятельности проводились небольшими подгруппами, что обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребёнку. Причём каждый раз подгруппы должны формироваться по-разному, в зависимости от содержания занятий. Расширение круга общения создаёт полноценную среду развития, поможет каждому ребёнку найти своё особенное место, стать полноценным членом общества.     

  Театрализованная деятельность способствует самореализации каждого ребёнка и взаимообогащению всех, так как взрослые и дети выступают здесь как равноправные партнёры взаимодействия. Именно в общем спектакле или концерте ребёнок естественно и непринуждённо усваивает богатейший опыт взрослых, перенимая образцы поведения. Кроме того, в такой совместной деятельности воспитатели лучше узнают детей, особенности их характера, темперамента, мечты и желания. Создаётся микроклимат , в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, забота о нём , доверительные отношения между взрослыми и детьми .      Среда является одним из основных средств развития личности ребёнка , источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Причём предметно – пространственная среда не только должна обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и является основой самостоятельного творчества каждого ребёнка, своеобразной формой его самообразования. Она должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребёнка на любое занятие или на театрализацию любого произведения . Поэтому в зоне театрализованной деятельности должны быть разные виды кукольного театра (пальчиковый, би-ба-бо, марионеточный , детские рисунки и др . Изготовлены разные маски, шапочки, подобраны элементы костюмов для выполнения музыкальных этюдов на развитие воображения, согласованности действий, внимания, умения слушать друг друга. Созданы наглядные пособия разных размеров для показа этюдов из сказок, обыгрывания игровых сюжетов. Подобраны детские литературные произведения, их различные иллюстрации. Кроме того, необходимо периодически обновлять материал, ориентированный на интересы разных детей, как мальчиков так и девочек. 

   Организация театрализованной деятельности дошкольников на различных возрастных этапах 

МЛАДШАЯ ГРУППА Занятия организуются так, чтобы детям самим не приходилось воспроизводить текст сказки, они выполняют определённые действия . Текст читает педагог 2-3 раза, что способствует повышению звуковой сосредоточенности детей и последующему возникновению самостоятельности. Дети младшей группы с удовольствием перевоплощаются в знакомых животных, однако развивать и обыгрывать сюжет пока не могут. Их важно обучить некоторым способам игровых действий по образцу, который показывает педагог. Рекомендуется с этой целью проводить игру «Наседка и цыплята», разыгрывать сценки по литературным произведениям («Игрушки» А.Барто , «Котик и козлик» В.Жуковского), использовать потешки. Чтобы создать ситуацию для возникновения самостоятельной игры, можно раздать детям игрушки , предметы . Формирование интереса к театрализованным играм складывается в процессе просмотра кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель. Педагог расширяет игровой опыт за счёт освоения разновидностей игры-драматизации , например : -игра – имитация отдельных действий (животные и птицы) - игра – имитация образов знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику , храбрый петушок шагает по тропинке )  - бессловесная игра – импровизация с одним персонажем по тексту стихов и прибауток , которые читает воспитатель ( « заинька , попляши … » ) - ролевой диалог героев сказок (« Рукавичка » , «Заюшкина избушка» )  - игра –драматизация с несколькими персонажами (р.н.с «Репка» , «Под грибом» В.Сутеева) У детей этого возраста отмечаются первичное освоение режиссёрской театрализованной игры – настольного театра игрушек, плоскостного, пальчикового. Процесс освоения включает мини- постановки по текстам народных и авторских стихов и сказок. У детей развивается желание участвовать в игровых драматических миниатюрах на свободные темы .

СРЕДНЯЯ ГРУППА Ребёнок постепенно переходит :

- от игры «для себя» к игре, ориентированной на зрителя . - от игры, в которой главное – сам процесс, к игре, где значимы и процесс и результат . -от игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные («параллельные» ) роли, к игре в группе из 5-7 сверстников, ролевые позиции которых различны (равноправие, подчинение, управление ). - от создания в игре – драматизации простого «типичного» образа к воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции ,настроение героя,их смена . Углубляется интерес к театрализованным играм , заключающийся в предпочтении определённого вида игры (драматизация или режиссёрская ), становлении мотивации интереса к игре как средству самовыражения. Дети учатся сочетать в роли движение и текст, движение и слово, развивать чувство партнёрства , использовать пантомиму 2-4 действующих лиц . С группой наиболее активных детей целесообразно драматизировать простейшие сказки, используя настольный театр; с малоактивными –драматизировать произведения с небольшим количеством действий. Театрально-игровой опыт детей расширяется за счёт освоения игры-драматизации. Используются : -многоперсонажные игры-драматизации по текстам 2-3частных сказок о животных и волшебных сказок («Гуси –Лебеди» ). - постановка спектакля по произведению .  - игровые этюды импровизационного характера («Угадай , что я делаю»). Игровой опыт детей расширяется за счёт освоения театрализованной игры , разных видов настольного театра, мягкой игрушки, вязаный или конусный, театр народной игрушки и плоскостных фигур. Пальчиковый театр чаще используется в самостоятельной деятельности на основе знакомых стихов и потешек, речь сопровождается несложными действиями («Жили у бабуси») .

СТАРШАЯ ГРУППА Дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения . Педагог учит самостоятельно находить способы образной выразительности, развивать чувство партнёрства . Проводятся экскурсии, прогулки, наблюдения за окружающим (поведение животных, людей, их интонации, движения ). Для развития воображения предлагают задания: «Представьте море, песчаный бере , мы лежим на тёплом песке и т. д.». Используют мимические и пантомимические этюды и этюды на запоминание физических действий. Дети подключаются к придумыванию оформления сказок, отражению их в изобразительной деятельности. Формируется положительное отношение детей к театрализованным играм: углубление интереса к определённому виду театрализованной игры, образу героя, сюжету, театральной культуре. Усложняются тексты для постановок (более глубокий нравственный смысл, скрытый подтекст, использование русских народных сказок – басен о животных ). Игра – фантазирование становится основой игры, в которой реальный, литературный и фантазийный планы дополняют друг друга . Дети более разнообразно проявляют самостоятельность и субъективную позицию в театрализованной игре средствами стимулирования интереса к творчеству и импровизации в процессе придумывания содержания игры и воплощения образа .

СТАРШАЯ ГРУППА ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ. У дошкольников 6-7 лет игра-драматизация часто становится спектаклем , в котором они играют для зрителей, а не для себя, им доступны игры, где персонажи – куклы, послушные ребёнку . Это требует от него умения регулировать своё поведение, движение, обдумывать слова.  При обучении детей средствами выразительности речи рекомендуется использовать сказки, богатые диалогами, динамикой реплик и предоставляющие ребёнку возможность непосредственно ознакомиться с богатой языковой культурой. Разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима ). Работа строится по структуре: чтение, беседа, исполнение отрывка, анализ выразительности воспроизведения .  При неотступной и планомерной работе по развитию коммуникативных навыков посредством театрализованной деятельности, предполагается получить следующую модель выпускника : - проявляет достаточную независимость в суждениях, в выборе друзей и рода занятий ; - вступает в диалог с окружающими по собственной инициативе, задаёт тему беседы ; - не вмешивается в разговор старших, не перебивает говорящего, вежливо отвечает на просьбу ;  - охотно участвует в совместной деятельности ;

- терпимо относится к промахам и ошибкам других, воспринимает доброжелательную критику со стороны .      От того, как сформированы навыки общения, умения управлять своими эмоциями во многом зависит характер будущих отношений дошкольников в социуме.

 

 

свернуть

Как научить ребёнка-дошкольника составлять рассказы по картине и серии картин

20.11.2023

Как научить ребёнка-дошкольника составлять рассказы

по картине и серии картин

  Важное значение в системе обучения рассказыванию имеют занятия по картине и серии картин.

    В формировании умений описывать картины и составлять рассказы-повествования используются специально разработанные серии дидактических картин разных типов: предметные картины, сюжетные картины, серия или набор картин, связанных единым содержанием. 

При отборе картин для рассказывания к ним предъявляется ряд требований:

- содержание картины должно быть интересным, понятным, воспитывающим положительное отношение к окружающему;

- картина должна быть высокохудожественной;

- изображения персонажей, животных и других объектов должны быть реалистическими;

- условное формалистическое изображение не всегда воспринимается детьми;

- следует обращать внимание на доступность не только содержания, но и изображения.

Не должно быть картин с чрезмерным нагромождением деталей, иначе дети отвлекаются от главного. Сильное сокращение и заслонение предметов вызывает их неузнаваемость. При выборе картины для занятия, педагог должен учитывать, что дети знают:

1.О персонажах картины (девочка, мальчик, колобок);

2.Их действиях (гуляют, играют, едят);

3.О месте действия (Где? В лесу, дома);

4.О времени действия (Когда?).

     Одним из приемов, подготавливающих детей к рассказыванию по картине, являются рассматривание и беседа по ее содержанию.

 Рассматривание картины побуждает ребенка к речевой активности, обусловливает тему и содержание рассказов, их нравственную направленность.

Но рассказать о содержании картины ребенок может лишь в том случае, если он ее понял. Степень связности, точности, полноты рассказов во многом зависит от того, насколько правильно ребенок воспринял, осмыслил и пережил изображенное, насколько ясными и эмоционально значимыми стали для него сюжет и образы картины.

Для того чтобы дети лучше поняли содержание картин, воспитатель проводит с ними предварительную беседу, в которой используется личный опыт ребят, воспоминания о событиях сходных с изображенными на картине. В процессе рассматривания активизируется и уточняется словарь, развивается диалогическая речь: умение отвечать на вопросы, обосновывать свои ответы, самому задавать вопросы. Следовательно, цель беседы по картине – подвести детей к правильному восприятию и пониманию основного содержания картины и одновременно развитие диалогической речи.

Дети не умеют рассматривать картины, не всегда могут устанавливать взаимосвязи между персонажами, иногда не понимают способы изображения объектов. Поэтому необходимо учить их смотреть и видеть предмет или сюжет на картине, развивать наблюдательность. Детей учат замечать в картине детали: фон, пейзаж, состояние погоды, включать в свой рассказ описание природы и художественное слово (стихотворение, отрывок из прозы, загадка, скороговорка).

Так, при рассматривании картины «Осень» из серии «Наша Таня» во второй младшей группе. Педагог обращает внимание на многокрасочный букет из осенних листьев. Это вызывает у детей оживление, определенный эмоциональней настрой, так как связано с яркими жизненными впечатлениями: они сами собирали желтые листья и делали из них букеты.

Переход от вступительной беседы к рассматриванию самой картины должен быть логически последовательным и плавным. Вопросами «Кого вы видите на картине?», «Что несет в руке девочка?» воспитатель переключает внимание детей на картину, сразу же выделив в ней центральный образ. Дети с интересом рассматривают девочку с букетом таких же осенних листьев, какие они сами недавно собирали.

Рассматривание картин подготавливает детей к составлению описаний и рассказов-повествований.

Передавая в рассказе изображенное на картине, ребенок с помощью воспитателя учится соотносить слово со зрительно воспринимаемым материалом. Он начинает сосредоточивать внимание на отборе слов, на практике усваивает, как важно точное слово-обозначение .

Выделяется несколько видов рассказов детей по картине:

- описание предметных картин;

- описание сюжетной картины;

- рассказ по последовательной серии сюжетных картин;

- повествовательный рассказ по сюжетной картине;

Приемы обучения детей рассказыванию, которые можно использовать в работе с картиной. К ним относятся:

-  образец рассказывания;

-  анализ образца рассказывания;

-  совместное рассказывание;

-  план рассказывания (2-3 вопроса);

-  рассказывание по частям.

Образец рассказывания – это краткое живое описание изображенного предмета или изложение события, доступное детям для подражания и заимствования.

Образец рассказа наиболее широко применяется на первоначальных этапах обучения и предназначен для подражания и заимствования детьми. Образец подсказывает ребенку примерное содержание, последовательность и структуру монолога, его объем, облегчает подбор словаря, грамматических форм. Образец показывает примерный результат, которого должны достичь дети. В связи с этим он должен быть кратким, доступным и интересным по содержанию и форме, живым и выразительным. Образец следует произносить четко, в умеренном темпе, достаточно громко. Содержание образца должно иметь воспитательную ценность.

Анализ образца рассказывания. Задача этого приема - привлечь внимание детей к последовательности и структуре рассказа. Сначала воспитатель сам поясняет, с чего начинается рассказ, о чем говорится потом и какова его концовка. Постепенно к разбору содержания и структуры образца привлекаются дети. Этот прием направлен на ознакомление детей с построением разных типов монологов, он подсказывает им план будущих рассказов.

Совместное рассказывание. Этот прием представляет собой совместное построение коротких высказываний, когда взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает. Он применяется в младших группах, а также в работе с детьми, для которых более высокий уровень речевой деятельности слишком сложен. При необходимости этот прием применяется в индивидуальной форме (младшая группа) либо со всеми детьми (средняя группа). Совместное рассказывание может сочетаться с драматизацией разных сюжетов. Постепенно детей можно подводить к несложным импровизациям.

План рассказа – это 2-3 вопроса, определяющие его содержание и последовательность. Сначала он применяется вместе с образцом, а затем становится отдельным приемом обучения. План помогает последовательному вычленению и характеристике деталей содержания, а также отбору фактов, описанию героев, места и времени действия, развитию сюжета. Вопросы в виде плана помогают вспомнить и воспроизвести события в определенном порядке.

Рассказывание по частям. По существу это также разновидность коллективного рассказывания, при котором каждый из рассказчиков создает часть текста. К каждой из частей составляют план, а затем 2-3 высказывания, которые в конце объединяются воспитателем или хорошо рассказывающим ребенком.

Многообразие методов и приемов, используемых в работе с дошкольниками, позволяет формировать грамотную речь ребенка, и умение оперировать словарным запасом, рассматривая и описывая серии сюжетных картин используемых в дошкольном учреждении. 

Занятия по ознакомлению детей с картинами могут проводиться с использованием разнообразных приемов. Обычно занятие начинается с вводной беседы, основной методический прием – вопросы воспитателя. Вопросы воспитателя побуждают детей не только выделять объекты и их качества, но и объяснять доступные пониманию ребенка явления, изображенные на сюжетных картинах.

 После беседы воспитатель сам рассказывает о нарисованном на картине. В этом случае рекомендуется использовать и художественные произведения, например, краткие рассказы на данную тему. Целесообразно введение игровых приемов. Рассматривание предметных картин необходимо связывать с личным опытом детей, можно сопровождать рассматриванием похожей игрушки. После занятия картина остается в группе на несколько дней, работа с ней продолжается вне занятий. Одну и ту же картину можно использовать в течение года несколько раз, но при этом педагог должен ставить разные задачи, постепенно усложняя их.

Целесообразно сочетать работу по картине с другими видами занятий: музыка, художественный труд, игры-драматизации, экскурсии и т.д.

Структура занятий

Младший дошкольный возраст.

Цель: учить детей рассматривать картину, замечать в ней самое главное и постепенно переводить их от простого перечисления предметов к связным высказываниям (ответам на вопросы воспитателя).

  1. Предварительная беседа для подготовки к восприятию содержания картины (опора на личный опыт детей, создание эмоционального настроя).
  2. Рассматривание картины.
  3. Беседа по ее содержанию. Вопросы должны быть четкими, лаконичными, последовательными, выделять центральный образ, помогать целостному восприятию картины.
  4. Сюжетный рассказ воспитателя по картине. Возможно чтение художественного произведения, загадывание загадок и т.д.

Средний дошкольный возраст.

Цель: учить составлять описательные рассказы с опорой на вопросы и речевой образец педагога.

  1. Предварительная беседа для подготовки к восприятию содержания картины (опора на личный опыт детей, создание эмоционального настроя).
  2. Рассматривание картины.
  3. Беседа по ее содержанию.
  4. Целевая установка на составление рассказа по картине.
  5. Совместное рассказывание педагога с детьми: речевой образец (пример короткого и законченного высказывания), педагог начинает, а ребенок продолжает описание. К концу года подвести детей к самостоятельному рассказу.
  6. Обобщающий рассказ педагога.

Старший дошкольный возраст

Цель: учить детей самостоятельно (с небольшой помощью воспитателя) составлять описательные и повествовательные рассказы, придумывать начало и конец сюжета картины.

  1. Предварительная беседа.
  2. Рассматривание картины.
  3. Беседа об основных моментах сюжета.
  4. Целевая установка на составление рассказа.
  5. Сообщение плана рассказа (или обсуждение его с детьми).
  6. Рассказы детей (в начале года – прием совместных действий: воспитатель начинает, дети продолжают и заканчивают рассказ, коллективное составление рассказа: несколько рассказчиков) с оценкой речевой деятельности.
  7. Заканчивается занятие хорошим образцом рассказа (ребенка или воспитателя).
  8. Итоги занятия (краткая формулировка темы и сюжета рассказа).

В случае затруднений детей допустимы помощь, указания педагога, речевой образец перед рассказами детей.

            Итак, основные методические приемы: беседа об узловых моментах сюжета, совместные речевые действия, коллективный рассказ, речевой образец (допустим в начале, середине и конце занятия).

Примечание:

  1. К рассказам детей старшего дошкольного возраста предъявляют более высокие требования: точная передача сюжета, использование разнообразных языковых средств.
  2. Рассказ – образец дается в старшей и особенно в подготовительной к школе группе для обобщенного подражания, а не для простого воспроизведения. Но в то же время, в зависимости от сложности задания, допустим речевой образец всего рассказа или его части в начале, середине или конце занятия. Возможно использование литературного образца.
  3. Меняется роль воспитателя – он уже не принимает непосредственного участия в составлении рассказов, а только руководит деятельностью детей, вмешиваясь лишь в случае необходимости.
  4. Детей старшего дошкольного возраста необходимо учить замечать в картине детали: фон, пейзаж, состояние погоды, включать в свои рассказы описания природы.
  5. В беседы по содержанию картины можно включать различные грамматические и лексические упражнения. В результате таких упражнений рассказы детей станут красочнее, обогатятся разнообразными описаниями (времен года, погоды, персонажей и т.п.).

Приёмы работы с сюжетными картинками.

  1. Детям раздают картинки в любой последовательности (из одной серии). Воспитатель составляет план рассказа, в соответствии с которым дети должны разложить картинки. После этого дети составляют рассказ по картинкам.
  2. Детям раздают серию картинок для определения их последовательности. Воспитатель начинает рассказ по первой картинке, дети должны продолжить его по своим картинкам.
  3. С большим удовольствием дети распутывают канву из двух сказок. Они должны последовательно разложить картинки двух сказок и вспомнить их названия. («Репка», «Колобок»).
  4. После составления рассказа по серии сюжетных картинок дети с помощью воспитателя передают его содержание в лицах.
  5. Составив рассказ по серии картинок, дети придумывают ему название, дополняют его предыдущим и последующим событиями.
  6. Дети рассматривают серию картинок, устанавливают их последовательность, потом переворачивают картинки и рассказывают их содержание по памяти.
  7. Все картинки перемешиваются, и каждому ребёнку даётся 2-3 из них. Дети рассматривают картинки и раскладывают их в такой последовательности, чтобы по ним можно было составить связный рассказ.

Список использованной литературы:

  1.   Ткаченко Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам: Пособие для логопеда. – М.: Владос, 2006.
  2.   Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб.: Акцидент, 1991.
свернуть

Комплексы артикуляционной гимнастики

06.11.2023

Комплексы артикуляционной гимнастики

«Овощи»

Жил на свете бегемот,

Широко открывши рот,                                        открывать широко рот

Он ходил в свой огород,

Улыбался во весь рот.                                      «Улыбочка»

Брал лопатку в руки                                        «Лопаточка»

И копал без скуки,

Вверх – вниз, вверх- вниз                                «Качели»

Наклонялся наш малыш.

Вот зелёный удалец –                                      «Трубочка»

Это вкусный огурец,

Здесь не рыжая плутовка,

Это тонкая морковка.                                     Втянуть щёки

Здесь пузатый кабачок                               щёки надуть

Солнцу показал бочок.

Вот здесь горьки лук, чеснок,                    плевательные движения

Съесть он их уже не смог.

Надо овощи сажать,

Чтоб здоровым, сильным стать.                 «Язычок силач»

«Фрукты»

На лесной опушке

Жил енот в избушке.

Утром рано он вставал

Окна, двери открывал,                              широко открыть рот

Свежий воздух запускал.                             вдыхать открытым ртом

Отправлялся в сад он, ух – ты,

Собирал себе он фрукты.

По ступенькам вниз спускался,               «Ступеньки»

После вверх он поднимался. 

 

Вот на ветке висит груша,                             «бублик»

Съест её мышонок Луша.

А для маленького заиньки

Кругленькие яблоки.                                           Надуть щёки

Сливы много мы нарвём,

В чашку все мы их кладем.                              «Чашечка»

Дома сварим мы варенье                              «Вкусное варенье»

Завтра ждёт всех веселье.

Будем чай с вареньем пить,

Под гармошку песни лить.                               «Гармошка»

На качелях все качаться                                     «качели»

Урожаю улыбаться!                                              «Улыбочка»

                                                      «Ягоды»

Наш весёлый язычок,

Повернулся на бочок,                                            «Часики»

На другой он повернулся,

Рано с солнышком проснулся.                          «Часики»

Широко он улыбнулся,                                        «Улыбочка»

Вверх сильнее потянулся.                                Острый язык вверх

В лес гулять скорей пошёл                                  «Ступеньки»

И на ягоду набрёл.

Здесь малина и клубника,                             язычок двигается в разные стороны

Здесь калина, ежевика,

Здесь рябина и морошка,

И брусники есть немножко.

Язычок набрал в лукошко                     «Чашечка»      

 

И малины, и морошки.

В гости дятла он позвал                          «дятел»

И лягушку приглашал.                                  «Улыбочка»

Язычок блинов нажарил                           «Блинчик»

И варенья наварил                                      «Вкусное варенье»

Как поели, домой отправил

И конфеткой угостил.                               «Конфетка»

«Приключения зайки»

Жил на свете серый зайка

Всем кричал: «Со мной играй-ка»

Утром рано просыпался,

Чисто - чисто умывался.                            язычком облизывать губы

Открывал на окнах шторку,                       открыть рот

Делал влажную уборку.                               Во рту водить языком

Про зарядку не забыл,                                    «качели»

Грызть морковку приступил.                         Изобразить как грызут

В лес отправился скорей.

Встретил много там друзей.

У пруда сидит лягушка                         «Улыбочка»

Села на язык ей мушка

.Вот устал колючий ёж,

Гриб нашёл, не унесёшь.                      «Грибок»

Вот хомяк спешит домой                       надуть щёки

Набил щёки он едой.

Вот олень с рогами,

Цок, цок, цок ногами.                               «Лошадка»

Он спешит, бежит рысцой.

И скорей, скорей домой

Это друг любимый – мишка

Собирает в лесу шишки.

Ест малину, сладкий мёд

Зайку в гости он зовёт.                             Жевательные движения, облизывать

 Зайка наш домой идёт,

Дома чай из чашки пьёт.                         «Чашечка»

Окна двери закрывает,                           открытый рот закрыть

И в кроватке засыпает.                              «Лопаточка»

 

 

Комплексы артикуляционной гимнастики

«Овощи»

Жил на свете бегемот,

Широко открывши рот,                                        открывать широко рот

Он ходил в свой огород,

Улыбался во весь рот.                                      «Улыбочка»

Брал лопатку в руки                                        «Лопаточка»

И копал без скуки,

Вверх – вниз, вверх- вниз                                «Качели»

Наклонялся наш малыш.

Вот зелёный удалец –                                      «Трубочка»

Это вкусный огурец,

Здесь не рыжая плутовка,

Это тонкая морковка.                                     Втянуть щёки

Здесь пузатый кабачок                               щёки надуть

Солнцу показал бочок.

Вот здесь горьки лук, чеснок,                    плевательные движения

Съесть он их уже не смог.

Надо овощи сажать,

Чтоб здоровым, сильным стать.                 «Язычок силач»

«Фрукты»

На лесной опушке

Жил енот в избушке.

Утром рано он вставал

Окна, двери открывал,                              широко открыть рот

Свежий воздух запускал.                             вдыхать открытым ртом

Отправлялся в сад он, ух – ты,

Собирал себе он фрукты.

По ступенькам вниз спускался,               «Ступеньки»

После вверх он поднимался. 

 

Вот на ветке висит груша,                             «бублик»

Съест её мышонок Луша.

А для маленького заиньки

Кругленькие яблоки.                                           Надуть щёки

Сливы много мы нарвём,

В чашку все мы их кладем.                              «Чашечка»

Дома сварим мы варенье                              «Вкусное варенье»

Завтра ждёт всех веселье.

Будем чай с вареньем пить,

Под гармошку песни лить.                               «Гармошка»

На качелях все качаться                                     «качели»

Урожаю улыбаться!                                              «Улыбочка»

                                                      «Ягоды»

Наш весёлый язычок,

Повернулся на бочок,                                            «Часики»

На другой он повернулся,

Рано с солнышком проснулся.                          «Часики»

Широко он улыбнулся,                                        «Улыбочка»

Вверх сильнее потянулся.                                Острый язык вверх

В лес гулять скорей пошёл                                  «Ступеньки»

И на ягоду набрёл.

Здесь малина и клубника,                             язычок двигается в разные стороны

Здесь калина, ежевика,

Здесь рябина и морошка,

И брусники есть немножко.

Язычок набрал в лукошко                     «Чашечка»      

И малины, и морошки.

В гости дятла он позвал                          «дятел»

И лягушку приглашал.                                  «Улыбочка»

Язычок блинов нажарил                           «Блинчик»

И варенья наварил                                      «Вкусное варенье»

Как поели, домой отправил

И конфеткой угостил.                               «Конфетка»

«Приключения зайки»

Жил на свете серый зайка

Всем кричал: «Со мной играй-ка»

Утром рано просыпался,

Чисто - чисто умывался.                            язычком облизывать губы

Открывал на окнах шторку,                       открыть рот

Делал влажную уборку.                               Во рту водить языком

Про зарядку не забыл,                                    «качели»

Грызть морковку приступил.                         Изобразить как грызут

В лес отправился скорей.

Встретил много там друзей.

У пруда сидит лягушка                         «Улыбочка»

Села на язык ей мушка

.Вот устал колючий ёж,

Гриб нашёл, не унесёшь.                      «Грибок»

Вот хомяк спешит домой                       надуть щёки

Набил щёки он едой.

Вот олень с рогами,

Цок, цок, цок ногами.                               «Лошадка»

Он спешит, бежит рысцой.

И скорей, скорей домой

Это друг любимый – мишка

Собирает в лесу шишки.

Ест малину, сладкий мёд

Зайку в гости он зовёт.                             Жевательные движения, облизывать

 Зайка наш домой идёт,

Дома чай из чашки пьёт.                         «Чашечка»

Окна двери закрывает,                           открытый рот закрыть

И в кроватке засыпает.                              «Лопаточка»

свернуть

О дыхании

16.10.2023

О Дыхании

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из лёгких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормаль­ной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Нарушения речевого дыхания могут быть следствием об­щей ослабленности, аденоидных разращений, различных сер­дечно-сосудистых заболеваний и т. д.

Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как прави­ло, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены доби­рать воздух. Часто такие дети недоговаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шёпотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечёткой, судорожной, с захлёбыванием. Укорочен­ный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.

ВНИМАНИЕ!!! 

  •  Выполняйте упражнения в проветренном помещении или на улице (в теплое время года).
  •  Вдох надо делать через нос, плечи не под­нимать.
  •  Следить, чтобы, выдыхая воздух, ребёнок не надувал щёки. (Если это происходит, взрослый может придерживать их пальцами.)
  •  Выдох должен быть длительным, плавным.
  • Важно, чтобы ребёнок дул с силой (а не просто выдыхал). Воздушная струя должна быть узкая, холодная. Если воздушная струя тёплая, рассеян­ная и слышится звук, похожий на [X], значит, ребёнок дует неправильно.
  •   Не переусердствуйте! Достаточно 3—5 повторений. Мно­гократное выполнение дыхательных упражнений может при­вести к головокружению.

 После каждого упражнения давайте ребёнку отдохнуть.

Регулярное выполнение дыхательных упражений позволит предупредить возникновение простудных заболеваний!

Дудочка

Ребенку предлагается поиграть на дудочке или подуть в свисток с разной силой, для получения звучания разной силы.

Загони мяч

Вытяни губы трубочкой и с силой дуй на ватный ша­рик на столе, стараясь за­гнать его в «ворота» (между двумя карандашами).

 Фокус

1. Сделай «чашку» (боковые края языка прижми к верхней губе, посередине остается желобок).

2.Положи маленький кусочек ватки на кончик носа.

3.Сделай вдох через нос.

4.Сильно дуй через рот на ватку, чтобы она полетела вверх.

Одуванчик

Ветер дул на одуванчик —

Разлетелся сарафанчик.

Вытянуть  губы  вперёд  трубочкой  и  длительно  дуть  на ватный шарик, зафиксированный на ниточке.

 Сдуй снежинку

Снег, снег кружится,

Белая вся улица!

 Собралися мы в кружок,

Завертелись как снежок.

Улыбнись, немного высуни язык и положи его широкий край на нижнюю гу­бу. Сделай вдох через нос и, как бы произнося долго Ф-Ф-Ф, сдуй ват­ный шарик — «снежинку» с ладо­ни. Повтори три-четыре раза, сле­дя, чтобы не надувались щёки. (Главное, чтобы ребёнок произно­сил звук, похожий на [Ф], а не на [X], т. е. воздушная струя должна быть узкая, а не рассеянная).

Вертушка

Дуют дети на вертушку

Очень славная игрушка!

Крутится, вращается,

Детишкам очень нравится!

Длительно произносить звукосочетание «ФУУУУУУ».

Кораблик

По волнам корабль плывёт.              

Ты вдохни, надуй живот.

А теперь ты выдыхай                    

И кораблик опускай.

Руки положить на область диафрагмы. Плавно и нето­ропливо вдохнуть носом и ртом так, чтобы верхняя передняя стенка живота выпятилась вперёд, поднимая руки. Выдох производится через рот плавно и по возможности полнее. При этом живот опускается и в конце выдоха втягивается. Для контроля ротового выдоха рекомендуется произносить звуки «шшшш...» или «ффф...».

Мыльные пузыри

Взял соломку Игорёк,                 

Надул мыльный пузырёк.

Имитировать длительный выдох через узкую трубочку. Для формирования навыка ротового выдоха полезно наду­вать мыльные пузыри.

Бабочка

Бабочка-коробочка,

Полети на облачко,

Там твои детки –

На березовой ветке!

Вырежьте из бумаги не­сколько бабочек. К каждой бабочке привяжите нитку на уровне лица ребенка.

                                         КОМПЛЕКС ДЫХАТЕЛЬНЫХ И ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

 В данном комплексе использует­ся сочетание дыхательных и фи­зических упражнений, при выпол­нении которых возрастают объем и глубина дыхания, сила и вынос­ливость дыхательных мышц, ко­ординируются и ритмизируются общие и дыхательные движения, и в целом улучшается функцио­нальная деятельность всех орга­нов и систем организма.

Надуй шарик

Вот мы шарик надуваем,

А рукою проверяем:

Шарик лопнул — выдыхаем,

Наши мышцы расслабляем.

Выбрать удобную позу (сидя, стоя), положить одну руку на жи­вот, другую — сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделать глу­бокий вдох через нос (живот при этом немного выпячивается впе­ред, а нижняя часть грудной клет­ки расширяется, что контролиру­ется одной или другой рукой). Пос­ле вдоха сразу же произвести свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимают прежнее положение).

Наклоны

Выполняется стоя, ноги вместе, руки опущены. Поднять руки впе­ред вверх — глубокий вдох (надуть живот), опустить руки вниз и, отве­дя их назад, наклониться вперед — полный выдох (живот втягивается).

Долго дятел дуб долбит

(руки вперед вверх).

Клювом дятел дуб долбит

(руки вниз назад):

Тук, тук,тук,тук,тук,тук

(руки вперед, вверх).

Пауков найдет он тут

(руки вниз назад).

Повороты

Выполняется стоя, руки на поясе, повороты туловища в сто­роны, влево поворот — вдох, вправо — выдох.

Боком-боком, боком-боком

Ходит галка мимо окон.

Ветром вся взъерошена,

Снегом запорошена.

Ветер дует

Стоя, спокойно вдохнуть через нос и также спокойно выдохнуть через рот.

Я подую высоко

(руки поднять вверх, встать на носки, подуть),

Я подую низко

(руки перед собой, присесть и подуть),

Я подую далеко

(руки перед собой, наклон вперед, подуть),

Я подую близко

(руки положить на грудь и подуть на них).

свернуть

Почему заговорить бывает трудно

02.10.2023

Почему заговорить бывает трудно

           Развитие речи процесс индивидуальный, зависящий от многих факторов. Если в 2-2.5 года ребенок не произносит ни одного слова, следует внимательно присмотреться к нему и попытаться понять, почему он так долго молчит.Типичные варианты задержки активной речи у детей 2-2,5 лет.

Задержка речи на стадии называния

         Ребенок, научившийся обозначать предмет словом, может надолго остаться на этом уровне Такая ситуация возникает, когда малыш привык повторять слова, обозначающие предметы за нзрослым. В общении же с людьми его речь заменяется жестами, движениями, требовательными возгласами. Неумение говорить невротизирует ребенка, он становится капризным и, оказываясь зачастую непонятым, выражает свое недовольство криком и плачем. В такой ситуации, чтобы исправить положение, необходимо включать в предметные действия с ребенком активную речь. Можно, например, сопровождать показ игрушек эмоциональным, увлекательным для малыша рассказом. Во-вторых, нужно организовывать сотрудничсство с ребенком но типу "давай вместе". И в-третьих, как можно больше говорить с ним, читать книжки, вместе слушать сказки.

Задержка на стадии эмоционального общения со взрослым

      Порою общение ребенка со взрослым сводится лишь к выражению взаимной любви, обмен ласками, улыбками, а слово при этом является лишним, потому что и так все понятно. Для исправления создавшегося положения и возникновения первых активных слов необходимо организовывать предметное взаимодействие с малышом.

Ориентация в основном на предметный мир

           Родителей радует, когда ребенок с удовольствием и подолгу манипулирует предметами, проявляя при этом двигательную активность, издавая радостные звуки. Часто такой ребенок не реагирует на окружающих людей, он погружен в собственный мир.

Удобно, если ребенок занимает себя сам, подолгу сосредоточиваясь на предметах, и не доставляет окружающим хлопот. Однако, такое поведение, как правило, приводит к задержке речевого развития, да и предметные действия малыша будут бедны и однообразны. С таким малышом нужно вернуться к занятиям, в основе которых лежит эмоциональный контакт. Ласковое прикосновение, доброе и внимательное взаимодействие на основе зрительного контакта. Взрослый может спрятаться сам (по типу игры в "ку-ку"), спрятать лицо ребенка, обрадоваться при встрече с ним взглядом. Можно поиграть и в "сороку-ворону" и в другие детские игры. Всем предметным действиям следует придавать по возможности человеческий характер - куклу жалеть, кормить, обезьянку лечить и т. п. Количество игрушек и предметов, окружающих малыша, следует сократить.

Полезны игры с имитацией, когда взрослый говорит в присутствии малыша за разных зверушек, а ребенок, заражаясь общим настроением, повторяет слова вслед за ним. Также полезны игры, в которые нельзя играть одному, например, катать мячик.

"Детские" слова могут препятствовать развитию речи

     Причины употребления специфических "детских" слов типа "бу-бу", "люка" кроется в том, что правильное звукопроизношение затруднено несовершенной еще артикуляцией. Кроме того, речевой слух ребенка воспринимает чаще всего лишь окончания слов. Поэтому, обращаясь к ребенку, следует говорить четко и ясно и добиваться от ребенка внятного произношения.

свернуть

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ ГОТОВНОСТИ

18.09.2023

Уважаемые папы и мамы!

    6 лет — это возраст, когда ребенок должен идти в школу. В школе ребенку придется быть самостоятельным, поэтому в оставшееся до школы время надо ребенка подготовить к школе.

    Время  от  времени  беседуйте  с ребенком о школе,  настраивая его на серьезное  и ответственное отношение, но не запугивайте школой, а, наоборот, вызывайте интерес к учебе.

    У ребенка должна быть сформирована речевая готовность, т. е. умение:

  • правильно   произносить   все звуки языка;
  • выделять первый и последний звук в слове;
  • разделять слово на слоги;
  • определять, сколько слогов в слове, сколько звуков в слове;
  • придумывать слова на заданный звук;
  • сливать два названных звуков слог: М+А=МА;
    * повторять слоговую цепочку типа ТА-ДА-ТА;
  • определять   количество  слов в предложении, учитывая и «короткие» слова — предлоги.

    Важно выяснить:

  • насколько    богат    словарный запас малыша, может ли он связно рассказать о том, что увидел, услышал;
  • насколько      развит      кругозор ребенка,  знает ли он свою фамилию,  имя,  отчество, возраст;
  • что знает   об окружающем мире, может ли назвать дни недели, времена года;
  • сформированы ли у него  слова-обобщения;   ориентируется ли во  времени;  умеет, ли исключить из предложенного ряда   «лишнее»; может ли разложить сюжетные картинки по порядку и составить по ним рассказ.

    Больше занимайтесь с ребенком рисованием. Проверьте, умеет ли ваш ребенок рисовать человека, т. е. фигуру с деталями лица, одежды, четко прорисованными конечностями. Это умение свидетельствует о том, как развита кисть руки. Предложите ребенку «срисовать» четко написанную вами прописью фразу типа «Он ел суп».

    Повторяйте цифры от 1 до 9 и счет в пределах 20 — количественный и порядковый.

    Время от времени повторяйте с ребенком  выученные стихи.

    Всегда интересуйтесь жизнью ребенка в детском саду.

    В случаях любых затруднений обращайтесь к логопеду или воспитателю.

свернуть

Артикуляционные упражнения.

04.09.2023

Артикуляционные упражнения.

"Окошко"широко открыть рот — "жарко" закрыть рот — "холодно".

"Чистим, зубки"улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы.

"Чашечка"улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т.е. слегка приподнять кончик языка).

"Дудочка, Трубочка, Бублик"с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты).

"Грибочек"улыбнуться поцокать языком, будто едешь на лошадке.присосать широкий язык к нёбу."Язычок силач"губы в улыбке, рот открыт, кончик языка упирается в нижние зубы;выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы с силой.

"Лошадка"вытянуть губы, приоткрыть рот, процокать "узким" языком (как цокают копытами лошадки).

"Индюки болтают"языком быстро двигать по верхней губе - "ба-ба-ба-ба...".

"Орешки"рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки;на щеках образуются твердые шарики - "орешки".

"Качели"улыбнуться, открыть рот - кончик языка поместить за верхние зубы,за нижние зубы.

"Часики"улыбнуться, открыть рот, кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой

"Блинчик"улыбнуться, приоткрыть рот положить широкий язык на нижнюю губу."

Вкусное варенье"улыбнуться, открыть рот широким языком в форме "чашечки", облизать верхнюю губу.

"Гармошка"улыбнуться, сделать "грибочек" (т.е. присосать широкий язык к нёбу),не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать).

"Дятел"улыбнуться, открыть рот кончик языка за верхними зубами - "дэ-дэ-дэ...".

свернуть
2023
сентябрь
5 сентября, вторник

Информация об учителях - дефектологах

подробнее...