Зеленая школа

«Зеленые школы» в Беларуси

 

 

«Зеленые школы» в Беларуси

Программа «Зеленые школы» была адаптирована для Беларуси в рамках проекта Программы развития ООН «Повышение экологической информированности молодежи через учреждение и развитие «Зеленых школ» в Беларуси», финансируемого Европейским Союзом. Национальным исполняющим агентством проекта стало Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды. Проект завершился 31 декабря 2010 года. За один год работы были разработаны методические материалы, проведены обучающие семинары для учителей и экскурсии для школьников. В 2013 году Положение о реализации проекта «Зеленые школы» подписали представители министерств образования и природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Таким образом в Беларуси была внедрена новая модель экологического образования.

Программа «Зеленые школы» была адаптирована для Беларуси в рамках проекта Программы развития ООН «Повышение экологической информированности молодежи через учреждение и развитие «Зеленых школ» в Беларуси», финансируемого Европейским Союзом. Национальным исполняющим агентством проекта стало Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды. Проект завершился 31 декабря 2010 года. За один год работы были разработаны методические материалы, проведены обучающие семинары для учителей и экскурсии для школьников. В 2013 году Положение о реализации проекта «Зеленые школы» подписали представители министерств образования и природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Таким образом в Беларуси была внедрена новая модель экологического образования.

В рамках проекта каждому участнику предлагается выполнить набор заданий, объединенных в пять направлений

  • ВОДОСБЕРЕЖЕНИЕ
  • ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ
  • БИОРАЗНООБРАЗИЕ
  • ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ
  • ИНФОРМАЦИОННО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ
  • КАЧЕСТВО АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА

 

свернуть

Биоразнообразие

Биоразнообразие.

Цель: изучение биоразнообразия на территории дошкольного учреждения.

Задачи:

провести  видовое определение  растений, птиц, насекомых, деревьев и кустарников;

создать картосхему  территории дошкольного учреждения;

изготовить и разместить кормушки;

создать «клумбу для бабочек»;

создание экологического макета "Пруд и его обитатели"

Акция "Посади дерево"

Выполнение заданий.

Задание 1.1.Изучение разнообразия типичных и нетипичных деревьев и кустарников

Даты выполнения:  сентябрь 2021, октябрь 2021, ноябрь 2021, декабрь 2021, январь 2022, апрель-май 2022

Количество участников: 46

Целевые группы: Воспитанники  старшей группы, средних групп №1, №2.

Краткое описание выполнения задания (этапы): 

Проведены:занятия по образовательным областям Ребенок и природа "Деревья и кустарники", физкультурный досуг -"Лесовичок", "Урожай", выставка совместного творчества "Белорусская Осень", подвижная игра "С какого деревца листок?", занятие по образовательной области "Ребёнок и природа"на тему "К нам с грядки пришли...", выставка букетов из опавших листьев "Был листочек- стал букетик", экскурсия "Деревья агрогородка Коптёвка", наблюдение "Сравнение куста и дерева". Занятие по образовательной области "Изобразительное искусство" "Рисование"(отпечаток листочком),наблюдение «Дерево в осеннем наряде», «Сравнение куста и дерева», занятие по образовательной области Искусство (детский дизайн) «Осеннее дерево», искусство (рисование)- "Деревья осенью", искусство (аппликация)-"Осенний наряд дерева", создана картосхема территории участка учреждения дошкольного образования и прилегающей к нему территории с обозначением типичных видов деревьев и растений; искусство (аппликация) "Деревья" в старшей группе, - искусство (рисование) - "Зимний лес" в средней группе №2, наблюдение "Цветущие деревья"

Показатели, по которым оценивалось выполнение задания: 

Воспитанники знают и умеют находить в природе не менее 4 видов типичных деревьев и кустарников ближайшего окружения., создана картосхема территории учреждения дошкольного образования, на которой обозначено 4 вида деревьев и кустарников. 

                                                                          

                                                             

                       

                               

     

   

 

              

Задание 1.2.Изучение видового разнообразия дикорастущих травянистых растений на территории учреждения дошкольного образования.

Даты выполнения:  октябрь 2021, февраль 2022, март- апрель 2022, май 2022

Количество участников: 44

Целевые группы: Воспитанники  старшей группы, средних групп №1, №2.

Краткое описание выполнения задания (этапы): 

Проведены:наблюдение наблюдение на прогулке "Дикорастущие растения территории учреждения образования., наблюдение , "Осенние цветы на участке учреждения образования", игра "Знатоки растений", трудовая деятельность "Огород на подоконнике", занятие по образовательной области "Ребёнок и природа" "Путешествие в страну лекарственных растений", наблюдение "Мир растений"

Показатели, по которым оценивалось выполнение задания: 

Воспитанники знают и умеют находить в природе не менее 3 видов травянистых растений.На картосхеме территории учреждения обозначено местонахождение не менее 3 видов травянистых растений.

               

        

       

       

 

      

          

Задание 1.3.Изучение разнообразия птиц на территории учреждения дошкольного образования.

Даты выполнения:  октябрь  2021, декабрь 2021, январь 2022, март 2022- май 2022

Количество участников: 41

Целевые группы: Воспитанники  старшей группы, средних групп №1, №2.

Краткое описание выполнения задания (этапы): 

Проведены:Занятие по образовательной области "Ребёнок и природа"на тему "Наши пернатые друзья", акция "Осенние наблюдения за птицами", акция " Домик для птиц", занятие по образовательной области "Зимующие птицы", занятие по образователной области "Искусство" (рисование) в средней группе №2 "Скворцы прилетели"и в старшей группе "Птицы моей страны"

Показатели, по которым оценивалось выполнение задания: 

Воспитанники знают и умеют определять не менее 5 видов птиц ближайшего окружения. На картосхеме дошкольного образования и прилегающей к нему территории обозначены места наблюдения не менее 5 видов птиц. Рядом с картосхемой размещены изображения каждого вида птиц.

                               

Задание 1.4.Изучение разнообразия наземных насекомых на территории учреждения дошкольного образования

Даты выполнения:  апрель -май 2022

Количество участников: 46

Целевые группы: Воспитанники  старшей группы, средней №1 и №2

Краткое описание выполнения задания (этапы): 

Проведены:занятие по образовательной области "Ребёнок и природа"- "Насекомые", наблюдение за насекомыми на участке учреждения, рассматривание альбоиа "Насекомые", конкурс рисунков "Бабочки- красавицы",обозначение мест наблюдения наземных насекомых на картосхеме, размещение изображение каждого вида наземных насекомых.

     

   

Показатели, по которым оценивалось выполнение задания: Изучено разнообразие насекомых на территории учреждения дошкольного образования. Воспитанники узнают и называют не менее 5 видов насекомых.

Задание 1.5.Анализ ситуации по биоразнообразию на территории учреждения дошкольного образования и разработка плана действия по увеличению биоразнообразия.

Даты выполнения:  ноябрь 2021

Количество участников: 22

Целевые группы: Воспитанники  старшей группы.

Краткое описание выполнения задания (этапы): 

Проведены:занятие по образовательной области "Ребёнок и природа"- "Природа территории детского сада", составлен план действий по увеличению биоразнообразия на территории учреждения дошкольного образования

Показатели, по которым оценивалось выполнение задания:  составлен план действий по увеличению биоразнообразия на территории учреждения дошкольного образования:

              

Задание 1.6.Изучение разнообразия птиц на территории учреждения дошкольного образования.

Даты выполнения:  декабрь 2021

Количество участников: 37

Целевые группы: Воспитанники  старшей группы, средних групп №1, №2.

Краткое описание выполнения задания (этапы): 

Проведены:Изготовление кормушек совместно с родителями(законными представителями) "Новые столовые"

Показатели, по которым оценивалось выполнение задания: Совместно с родителями (зконными представителями) изготовлены и размещены кормушки для птиц, составлен отчёт о  количестве  и размещении кормушек для птиц и разнообразии птиц, прилетающих на кормушки.

   

Задание 1.8.Создание и размещение на территории учреждения "Клумбы для бабочек"

Даты выполнения:  май 2022

Количество участников: 46

Целевые группы: Воспитанники  старшей, средней №1, средней №2 групп

Краткое описание выполнения задания (этапы): 

Проведены: создание "Клумбы для бабочек", наблюдение за бабочками, выставка рисунков "Самая красивая бабочка, создание альбома " Бабочки нашей местности", местонахождение клумбы отмечено на картосхеме

             

Показатели, по которым оценивалось выполнение задания: определено размещение клумбы для бабочек на картосхеме, организовано наблюдение за бабочками, воспитанники проявляют интерес к миру насекомых, проявляют положительные эмоции в процессе общения с природой.

Задание 1.9.Изучение состояния пруда в агрогородке Коптёвка

Даты выполнения:  апрель- май  2022

Количество участников: 22

Целевые группы: Воспитанники  старшей группы.

Краткое описание выполнения задания (этапы): 

Проведены:занятие по образовательной области "Ребёнок и природа" в старшей группе "Обитатели водоёмов",экскурсия "Растения пруда агрогородка Коптёвка", экскурсия "Обитатели пруда агрогородка Коптёвка"

      

Показатели, по которым оценивалось выполнение задания: расположение озера отмечено на картосхеме, воспитанники наблюдают за характерными изменеиями в природе.

Задание 1.10.Посадка деревьев и кустарников

Даты выполнения:  март- апрель 2022 г.

Количество участников: 46

Целевые группы: Воспитанники  старшей группы, средних групп №1, №2.

Краткое описание выполнения задания (этапы):

Проведены: Акция "Посади дерево", беседа с воспитанниками "Как ухаживать за посаженными деревьями", составлена картотека всех видов деревьев и кустарников с указанием их количества.

            

свернуть

Водосбережение

Водосбережение.

3.1. Изучение потребления воды в учреждении дошкольного образования.

Даты выполнения: ноябрь 2021, февраль  2022

Количество участников: 36

Целевые группы: Воспитанники  старшей, средних групп №1,№2.

Краткое описание выполнения задания (этапы):Конкурс рисунков "Где живут капли в детском саду?", занятие по образовательной области "Ребёнок и общество"- "Вода- очень важна", проведение опытов и экспериментов с водой, беседа "Значение воды в жизни человека", составление картосхемы с отметкой мест потребления воды.

Показатели, по которым оценивалось выполнение задания:  Сформированы навыки рационального использования воды, составлена картосхема с отметкой мест потреебления воды в учреждении.

            

            

 

Задание 3.2. Анализ ситуации по эффективности использования воды в учреждении дошкольного образования и составления плана действий по её сбережению.

Даты выполнения: март 2022

Количество участников: 25

Целевые группы: Воспитанники средних групп №1,№2.

Краткое описание выполнения задания (этапы): экскурсия по учреждению "Где живёт капелька? ", размещение картинок- алгоритмов по экономному использованию воды

Показатели, по которым оценивалось выполнение задания:  Сформированы знания у воспитаннкиов  по эффектимвному использованию воды, значение её для человека.

                        

Задание 3.3 Реализация плана действий по рациональному использованию воды в учреждении образования, проведение мониторинга эффективности этих действий

Даты выполнения: сентябрь 2021

Количество участников: 24

Целевые группы: Воспитанники средних групп №1,№2.

Краткое описание выполнения задания (этапы): Разработка и размещение знаков по рациональному использованию воды в учреждении образования,занятие по образовательной области «Искусство» (рисование) «Каждая капелька важна!»,дидактическая игра «Полезные советы: как сохранить воду», беседа с воспитанниками старшей группы "Берегите воду, видеоролик "Берегите воду"

Показатели, по которым оценивалось выполнение задания:  

Сформированы навыки рационального использования воды.

    

3.4. Изучение потребления воды дома.Разработка семейных памяток по рациональному использованию воды и её сбережению дома.

Даты выполнения: май 2022

Количество участников: 42

Целевые группы: Воспитанники  старшей, средних групп №1,№2.

Изготовление  стенгазеты "Берегите воду",

фотоакция "Воду с детства берегу!"

       

   

Выставка рисунков "Вода- это жизнь!"

    

Показатели, по которым оценивалось выполнение задания:  Сформированы навыки рационального использования воды, составлена картосхема с отметкой мест потреебления воды в учреждении.

свернуть

Энергосбережение

Энергосбережение

Цель: приобщение воспитанников, родителей к рациональному энергопотреблению

Задачи: изучать потребление элетроэнергии в учреждении дошкольного образования и дома, способов его сокращения. Вести работу по пропаганде энергосбережения.

Выполнение заданий.

2.1.Изучение потребления электроэнергии в учреждении дошкольного образования.

Даты выполнения:  октябрь 2021, ноябрь 2021

Количество участников: 43

Целевые группы: Воспитанники  старшей группы, средних групп №1, №2.

Краткое описание выполнения задания (этапы): 

Проведены: участие в районном этапе конкурса "Энергомарафон"- номинация (видеороликрисунок), беседа "Энергосберегающая лампочка" с воспитанниками старшей и  средней группы №2 ,  экскурсия по учреждению образования с целью изучения потребления электроэнергии, обозначены на схематическом плане основные приборы потребления электороэнергии.

Показатели, по которым оценивалось выполнение задания: 

Составлен отчёт по результатам изучения. На схематическом плане здания учреждения дошкольного образования указаны основные приборы,потребляющие электороэнергию, их мощность, режим работы.

 

                                                                            

2.2.Изучение расходования тепла в учреждении дошкольного образования.

Даты выполнения: ноябрь 2021,

Количество участников: 39

Целевые группы: Воспитанники  старшей группы, средних групп №1, №2.

Краткое описание выполнения задания (этапы): 

Проведены: Беседа "Экономим тепло", занятие в средней группе №1 "Тепло в наших домах", конкурс семейных рисунков в средней группе №1 и средней группе №2 "Береги тепло",на схематическом плане здания учреждения дошкольного указано место потери тепла.Информация размещена на сайте и стенде учредения

       

  2.3.Анализ ситуации по эффективности использования энергии в учреждении дошкольного образования и составление плана действий по сбережению тепла и электроэнергии в учреждении дошкольного образования на год.

Даты выполнения: октябрь- ноябрь 2021

Количество участников: 37

Целевые группы: Воспитанники  старшей группы, средних групп №1, №2.

Краткое описание выполнения задания (этапы): 

Проведены: размещение информации для родителей "Как экономить электороэнергию", листовок для детей, анализ ситуации по эффективности использования энергии в учреждении дошкольного образования, составлен план действий по сбережению тепла и электроэнергии учреждении.

2.4.Реализация плана и мониторинга эффективности действий по энергосбережению в учреждении дошкольного образования.

Даты выполнения: февраль 2022

Количество участников: 33

Целевые группы: Воспитанники  старшей группы, средних групп №1, №2.

Краткое описание выполнения задания (этапы): 

Проведены: театральная постановка "Мы- за энергосбережение" (выступление агитбригады), видеоролик "Советы по энергосбережению"

Показатели, по которым оценивалось выполнение задания: выпуск и размещение листовок "Экономия ресурсов", составлен отчёт о действиях по уменьшению энергопотребления в учреждении дошкольного образования.

         

2.5.Изучение потребления электроэнергии и расходования тепла дома. Разработка семейных памяток по рациональному использованию электроэнергии и тепла дома (совместно дети с родителями (законными представителями)

Даты выполнения: март 2022

Количество участников: 42

Целевые группы: Воспитанники  старшей группы, средних групп №1, №2.

Краткое описание выполнения задания (этапы): 

Проведены: изготовлены семейные памятки по рациональному пользованию электроэнергии дома(совместно  дети и родители.) фотовыставка "Энергию и тепло сохрани- планету сбереги!"

   

         

          

свернуть

Обращение с отходами

Обращение с отходами

Цель: формирование представление о простейших способах уменьшения отходов.

Задачи:сформировать первоначальные представления о бытовых отходах;обучать раздельному  сбору бытовых отходов.

4.1.Формирование представлений о бытовых отходах, простейших способах уменьшения загрязнения окружающей среды, раздельном сборе бытовых отходов.

Даты выполнения:  декабрь 2021- апрель 2022

Количество участников: 43

Целевые группы: Воспитанники  старшей группы, средних групп №1, №2.

Краткое описание выполнения задания (этапы): 

Проведены: занятие по образовательной области "Ребёнок и природа" в средней группе "Скажи мусору- нет!", беседа "Бытовые отходы" в средней группе, наведение порядка на участке, создание видеоролика "Сортируй и используй!", исследование "Что хранится в мусорной корзине?", дидактическая игра "Сортируй отходы"

        

     

     

             

      

4.2.Разработка плана действий по минимизации объёмов образования отходов в учреждении и дома.

Даты выполнения: октябрь 2021, апрель 2022

Количество участников: 43

Целевые группы: Воспитанники  старшей группы, средних групп №1, №2.

Краткое описание выполнения задания (этапы):

Проведены: Акция "Сдай макулатуру- спаси дерево!"

4.3.Реализация плана действий на год по минимизации отходов в учреждении дошкольного образования

Даты выполнения:  февраль  2022-март 2022

Количество участников: 41

Целевые группы: Воспитанники  старшей группы, средних групп №1, №2.

Краткое описание выполнения задания (этапы): 

Проведены: Акция "Крышечки вместо денег"

          

4.4.Изучение состава и количества отходов, образующихся в домашних условиях. Разработка сесмейных памяток по минимизации отходов, образующихся в домашних условиях, рекомендаций по их раздельному сбору и сдаче.

Даты выполнения:  декабрь 2021- март  2022

Количество участников: 41

Целевые группы: Воспитанники  старшей группы, средних групп №1, №2.

Краткое описание выполнения задания (этапы): 

Проведены:разработка семейных памяток по минимизации отходов, образующихся в домашних условиях, сортировка мусора дома

 Семейная памятка по минимизации отходов, образующихся в домашних условиях:

  •  Сортировать мусор по категориям и выбрасывать в соответствующие контейнеры. Сжимать упаковку перед тем, как выбросить.
  • Отказаться от одноразовой посуды, полиэтиленовой пленки и пакетов.
  • Для переноса продуктов из магазина использовать матерчатую сумку или биоразлагаемые пакеты.
  • Четко планировать свои покупки.
  • Хранить продукты правильно.
  • Готовить еду сразу на несколько раз, что позволит снизить коммунальные платежи.
  • Не покупать одежды и обуви больше, чем нужно.
  • Ненужные вещи или бытовые приборы отдать нуждающимся людям или отвозить в пункты переработки.
  • Собирать и сдавать макулатуру в ДУ
  • Перерабатывать пищевые отходы в компост 

 

                                                     

свернуть

Информационно- экологические мероприятия  по работе с местным сообществом

Информационно- экологические мероприятия  по работе с местным сообществом

Цель: информирование воспитанников и родителей по вопросам экологически грамотного поведения в природе и обществе.

Задачи:

 проводить информационно-экологические мероприятия;

выдвигать природоохранные инициативы, участвовать в экологических конкурсах, проектах, акциях.

5.1.Подготовка наглядного природоохранного информационного материала, созданного воспитанниками, для родителей.

Даты выполнения:  март,2022, апрель 2022, май 2022

Количество участников: 46

Целевые группы: Воспитанники  старшей группы, средних групп №1, №2.

Краткое описание выполнения задания (этапы): 

Проведены: создан видеоролик "Берегите природу!", изготовлен наглядный материал по теме "Береги природу"( дидактические игры, лепбуки, картотеки)

 

проведение консультаций для родителей, раздача памяток и брошюр:"Берегите окружающую природу!", "Простые правила"

    

5.2.Подготовка, организация и проведение информационных экологических мероприятий для местного населения: праздников, выступлений перед общественностью.

Даты выполнения:  март,2022, апрель 2022, май 2022

Количество участников: 46

Целевые группы: Воспитанники  старшей группы, средних групп №1, №2.

Краткое описание выполнения задания (этапы): 

Проведены: Акция "День Земли"

   

"Чистый двор- читый агрогородок"

      

Театральная постановка для воспитанников "Земля- наш общий дом!"

Выступление воспитанников старшей группы для младших групп с постановкой "Защитники природы", выступление агитбригады "Правила простые нужно соблюдать!"

     

Показ сказки "Волшебный огород"

Выступление перед общественностью

          

        

5.3.проведение экологических акций с привлечением местного населенияи освещение их в средствах массовой информации.

Даты выполнения:  март,2022, апрель 2022, май 2022

Количество участников: 46

Целевые группы: Воспитанники  старшей группы, средних групп №1, №2.

Краткое описание выполнения задания (этапы): 

Проведены:организация субботника, озеление территории совместно с родителями

                 

размещение новостей на сайте учреждения, в газете "Зорька", статья "Беречь природу с детства" в журнале "Родная природа" №8 2022 

  

свернуть