Для вас, родители

Подготовка к школе

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

1.Формирование у детей шести-семи лет мотивов учения и положительного отношения к школе наиболее успешно происходят при использовании в учебно-воспитательном процессе разнообразных форм и методов работы, дающих возможность показать разные стороны школьной жизни:

-экскурсии в школу,

-беседы о школе,

-чтение стихов и рассказов о школьной жизни,

-рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь,

-рисование школы после экскурсии, рисунок школы будущего,

-игры, моделирующие школьную жизнь,

-проведение совместных мероприятий с младшими школьниками.

2.Совместная практическая деятельность взрослых с детьми, сопровождаемая познавательными беседами на школьную тематику.

3.Использование сюжетов различного содержания в игровой деятельности:

-игра в «Школу» после экскурсии,

-моделирование школы будущего (эмоциональное отношение к школе),

-использование роли Незнайки в игре (поддержание интереса).

4.При планировании работы по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе особое внимание уделять ознакомлению родителей с особенностями становления у ребенка внутренней позиции школьника и на этой основе формировать позитивный образ современной школы.

МОТОРНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ 

Под моторной готовностью к школе понимается не только то, насколько ребенок владеет своим телом, но и его способность воспринимать свое тело, ощущать и произвольно направлять движения (владеть внутренней подвижностью), выражать при помощи тела и движения свои импульсы.

Когда говорят о моторной готовности к школе, то имеют в виду коорди­нацию системы «глаз—рука» и развитие тонкой моторики, необходимой для обучения письму. Здесь надо сказать, что скорость овладения движениями руки, связанными с письмом, может быть у разных детей различной. Это связано с неравномерным и индивидуальным созреванием соответствующих участков головного мозга человека.

Многие современные методики обучения письму учитывают этот факт и не требуют от ребенка с самого начала мелко­го письма в разлинованных тетрадях со строгим соблюдением границ. Дети сначала «пишут» буквы и «рисуют» формы в воздухе, потом — карандашом на больших листах, и лишь на следующем этапе переходят к написанию букв в тетрадях. Такой щадящий метод учитывает, что ребенок может по­ступить в школу, имея недостаточно развитую руку. Однако в большинстве школ до сих пор требуют писать сразу маленьким шрифтом (по прописи) и соблюдать соответствующие границы. Это для многих детей сложно. Поэ­тому хорошо, если уже до школы ребенок овладел до известной степени движением руки, кисти и пальцев. Владение тонкой моторикой является важной характеристикой моторной готовности ребенка к школе.

Проявление воли, собственной инициативы и активности во многом зависит от того, насколько ребенок владеет своим телом в целом и способен выразить свои импульсы в форме телесного движения.

Участие в общих играх и радость от движения — это нечто большее, чем способ утверждения себя в детском коллективе (социальные отношения).

Дело в том, что учебный процесс протекает ритмически. Периоды концент­рации, внимания, работы, требующей известного напряжения, должны сме­няться периодами активности, приносящими радость и дающими отдых. Если ребенок не может полноценно проживать такие периоды телесной активнос­ти, то нагрузка, связанная с учебным процессом, и общее напряжение, свя­занное со школьной жизнью, не смогут найти полноценного противовеса.

Вообще развитость так называемой «крупной моторики», без которой ребенок не может прыгать через скакалку, играть в мяч, держать равнове­сие на перекладине и т.д., а также получать удовольствие от разных видов движения, является важной составной частью готовности к школе.

Восприятие собственного тела и его возможностей («Это я могу, я сумею с этим справиться!») сообщает ребенку, общее позитивное ощущение жизни. Позитивное чувство жизни выражается в том, что детям доставляет удоволь­ствие воспринимать препятствия, преодолевать трудности и испытывать свои умения и ловкость (забираться на деревья, прыгать с высоты и т.д.). 

Уметь адекватно воспринимать препятствия и взаимодействовать с ними — важ­ная составная часть моторной готовности ребенка к школе.

СОЦИАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ

Социальная готовность к школе тесно связана с эмоциональной. Школь­ная жизнь включает в себя участие ребенка в различных сообществах, вступ­ление в многообразные контакты, связи и отношения и поддерживание их.

Прежде всего это сообщество класса. Ребенок должен быть готов к тому, что он не сможет больше следовать только своим желаниям и импульсам независимо от того, мешает ли он своим поведением другим детям или учителю. От отношений в классном сообществе во многом зависит, насколь­ко ребенок сможет успешно воспринимать и перерабатывать учебный опыт, то есть извлекать из него пользу для своего развития.

Представим себе это более конкретно. Если каждый, кто хочет что-то сказать или задать вопрос, будет в ту же минуту говорить или спрашивать, возникнет хаос, и никто никого не сможет слушать. Для нормальной про­дуктивной работы важно, чтобы дети слушали друг друга, давали бы собе­седнику договорить до конца. Поэтому способность воздерживаться от собственных импульсов и выслушивать других — это важный компонент социальной компетентности.

Важно, чтобы ребенок мог чувствовать себя членом группы, группового сообщества, в случае школьного обучения — класса. Учитель не может обращаться к каждому ребенку в отдельности, но обращается ко всему классу. В этом случае важно, чтобы каждый ребенок понимал и чувствовал, что учитель, обращаясь к классу, обращается и лично к нему. Потому чувст­вовать себя членом группы — это еще одно важное свойство социальной компетентности.

Дети все разные, с разными интересами, импульсами, желаниями и т.д. Эти интересы, импульсы и желания должны реализоваться сообразно си­туации и не в ущерб другим. Для того чтобы разнородная группа смогла успешно функционировать, создаются различные правила общей жизни. Поэтому к социальной готовности к школе относится способность ребен­ка понимать смысл правил поведения и обхождения людей друг с другом и готовность следовать этим правилам.

К жизни любой социальной группы относятся конфликты. Жизнь клас­са не представляет здесь исключения. Дело не в том, появляются ли конф­ликты или нет, а в том, как они решаются. Важно научить детей другим, конс­труктивным моделям разрешения конфликтных ситуаций: говорить друг с другом, вместе искать разрешения конфликтов, привлекать третьих лиц и т.д. Способность конструктивно разрешать конфликты и социально приемле­мо вести себя в спорных ситуациях является важной частью социальной готовности ребенка к школе.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К  ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ.

Неподготовленный к школе ребенок не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается, не может включиться в общий режим работы класса. Он проявляет мало инициативы, тяготеет к шаблонным действиям и решениям, у него возникают затруднения в общении с взрослыми и сверстниками по поводу учебных задач.  «Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться» (Венгер Л.А.)

ЧТО ОЗНАЧАЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ?

От того как ребенок подготовлен к школе всем дошкольным периодом, будет зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи и психологическое самочувствие.

ЛИЧНОСТНО – МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ.

Она включает формирование у дошкольника готовности к принятию новой социальной позиции – положения школьника, имеющего круг прав и обязанностей – и проявляется в желании и стремлении научиться чему-то новому, в готовности нести ответственность за учебу. Будущему школьнику необходимо управлять своим поведением и познавательной деятельностью, что требует сформированности иерархической системы мотивов: «Надо!» и «Я хочу!». К началу обучения в школе у него должна быть сформирована сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость (отсутствие импульсивных реакций, способность длительное время выполнять не очень привлекательные задания), на фоне которой возможно развитие и протекание учебной деятельности. Личностное взросление предполагает умение общаться со сверстниками. Общение ребенка не должно отличаться особой конфликтностью. К школьному возрасту он должен легко устанавливать  контакты, слушать других не перебивая, договариваться, соблюдать очередность, когда этого требует ситуация. В противном случае, ребенку будет сложно выслушать ответ одноклассника, продолжить рассказ, начатый другим, адекватно отреагировать на успех или неудачу другого ребенка.

Для положительной мотивации необходимо:

-Знакомить ребенка со школьной жизнью, с требованиями учителя, с правилами поведения на уроках и переменах, знаниями, приобретаемыми в школе. Беседы должны вестись в доброжелательных тонах и вызывать положительные эмоции.

-Необходимо развивать познавательную активность, заинтересовывать ребенка в получении новых знаний.

-Не пугайте будущими трудностями и неудачами в школе.

-Требования к ребенку не должны быть завышенными, а соответствовать его способностям и возможностям.

РЕГУЛЯТИВНАЯ ГОТОВНОСТЬ

Это способность принимать учебную задачу и управлять своей деятельностью. Это умение слушать и слышать учителя, умение выслушивать задание до конца, умение сосредоточиться на выполнении задании, переключать свое внимание на другую деятельность, следуя инструкции взрослого, работать самостоятельно. Это умение работать по правилу и образцу.

Рекомендации по развитию произвольной саморегуляции:

-Собрать узор из мозайки, постройку из конструктора по образцу

-Скопировать узоры, фигуры по образцу

-Составление узоров по правилу и по образцу «Графический диктант»: Взрослый диктует: «Начиная с третьей клетки (можно от точки): одну клетку вправо… две-вниз, одну-влево и т. д. Более сложный вариант – движение по диагональным направлениям, например: «Одну клетку направо вверх, две клетки направо, одну – налево вниз». Фигуры для диктантов должны быть сначала простыми, постепенно все более усложняясь. Взрослый сначала сам составляет по клеточкам различные узоры, орнаменты, фигуры, буквы и т.п., затем диктует ребенку.

-Выполнять обязанности по дому, самообслуживание

Важно развивать регулятивные способности у ребенка в ИГРАХ с правилами.

Не забывайте, что игра является у дошкольников ведущим видом деятельности: «Слушай хлопки!» Ребенок шагает под музыку, после одного хлопка взрослого ребенок принимает позу «аиста», стоя на одной ноге, на два хлопка-позу «лягушки», приседая на корточки; услышав три хлопка –попрыгать как «зайчик». Игра имеет большое число вариантов – можно изменить характер сигналов или связанные с ним действия, увеличить их по количеству. «Да» и «Нет» не говорите! Взрослый задает ребенку самые разные вопросы, а ребенок отвечает на них, не употребляя в своем ответе слов «да» и «нет», не называя черного и белого и т.д. При этом ребенок постоянно должен обдумывать свой ответ, сохраняя в памяти инструкцию и следуя ей. Согласно этому правилу на вопросы ребенка может отвечать взрослый. «Сигнальные» звуки. Взрослый медленно читает отдельные слова, ребенок хлопает в ладоши, если в слове встречается, например, звук «Р» и другие. Другие варианты: -если определенный звук стоит в начале слова или в конце, в других случаях хлопать нельзя. -взрослый читает осмысленные фразы или текст. Услышав загаданный звук ребенок хлопает в ладоши.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ

Данный компонент готовности предполагает наличие у дошкольника запаса конкретных знаний об окружающем мире, богатый словарный запас. Основными параметрами интеллектуальной готовности являются: развитие наглядно-образного и логического мышления, связной речи, определенный уровень развития психических процессов (восприятия, воображения, памяти, внимания и др.). У ребенка развиты мыслительные способности: он владеет основными логическими операциями: анализом, синтезом, обобщением, отвлечением, установлением закономерностей, причинно- следственных связей и др.) Низкий уровень развития мыслительных способностей может послужить причиной следующих трудностей в усвоении учебного материала: -неосмысленное, механическое заучивание материала -неспособность использовать ранее пройденный материал -трудности в смысловом понимании арифметических задач -трудности в понимании прочитанного, угадывающее чтение -ошибки в чтении окончаний слов -трудности в усвоении чтения, письма и математики в целом Рекомендации: Мыслительные процессы проходят длительный путь развития. Вначале они формируются как внешние, ребенок совершает практические действия с предметами или их изображениями (картинками, фигурами), затем они превращаются в умственные действия, совершающие в форме внутренней речи. Поэтому вначале рекомендуется проводить упражнения с использованием предметных картинок, а затем в словесной форме. Упражнение «Назови одним словом». Игра проводится с предметными картинками, либо с игрушками небольшого размера. Смысл упражнения в том, чтобы научить ребенка правильно использовать обобщающие слова. Взрослый выкладывает на стол картинки, относящие к одной родовой категории,и просит ребенка назвать их одним словом. Например: Лиса, заяц, медведь, волк Ответ: звери Сосна, ель, ива, клен Ответ: деревья Словесный вариант. Инструкция та же, но предлагаются только слова: Врач, учитель, повар, продавец Ответ: профессии Саша, Витя, Маша, Ира Ответ: имена Упражнение «Четвертый лишний». Словесный вариант. Инструкция взрослого: «Я сейчас назову четыре предмета. Три из них можно объединить по смыслу и назвать общим названием, а один предмет лишний. Почему?» Например: Сапоги, валенки, шнурки, ботинки Ответ: шнурки-лишние, это не обувь День, утро, ночь, вторник Ответ: вторник-лишнее, это не часть суток Упражнение «Аналогии» направлено на установление логических связей между предметами. У охотника-ружье, а у рыбака - ? (удочка) У собаки щенок, а у коровы -? (теленок) Игры-головоломки «Колумбово яйцо», «Танграм», «Архимедова Игра», «Пифагор», «Город мастеров» развивают пространственное воображение, конструктивное мышление, сенсорные способности, сообразительность, творческие способности.

ПОДГОТОВКА РУКИ ДОШКОЛЬНИКА К ПИСЬМУ.

На этапах подготовки ребенка к школе необходимо научить его как правильно сидеть при письме, правильно держать ручку и ориентироваться в пространстве. Умение различать правую и левую стороны – важная предпосылка для многих видов деятельности в процессе обучения. Для этого нужно:

1.Научить показывать правую и левую руку.

2.Поднимать поочередно правую и левую руку. Учить брать предметы правой и левой руками.

3.Учить различать другие парные части тела. Можно поиграть: «Право-лево». Взрослый говорит, например : «Покажи пожалуйста правой рукой левое ухо, потри левой рукой правое плечо, пощекочи правым указательным пальцем левую пяточку, постучи левым локтем по правому боку» и т. д

4. Научить ребенка ориентироваться в окружающем пространстве: -определять пространственное расположение предметов по отношению к ребенку -определять пространственные соотношения между несколькими предметами. «Моя комната». В знакомом ребенку пространстве следует обсудить, что где стоит: «Если встать лицом к окну, то справа будет что? А слева? А теперь повернись направо, что стоит слева » и т.д. «Положи ручку» Дайте ребенку два разных предмета, например, ручку и пенал и предложите положить ручку в, на, под, над, перед, за, слева, справа и т.д. «Где лежит карандаш?» Положите карандаш на тетрадь, которая лежит на столе, и предложите ребенку определить его положение относительно тетради, стола. Так поиграйте, перекладывая карандаш под, в, слева от тетради, поднимая его над, пряча за и под, перед. Каждый раз просите ребенка составить предложение про тетрадь, карандаш и стол, обращая его внимание на то, что в предложении меняется предлог. Зрелость мелкой моторики рук обеспечивает точность графических действий за счет мышечного контроля. Это ловкость пальцев и кистей рук, скоординированность их движений. Для развития мелкой моторики рук используются следующие приемы и упражнения:

-массаж кистей рук

-пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры

-занятия с пластилином и глиной -выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, нанизывание бусинок, завязывание веревочек, застегивание пуговиц и кнопок, вырезание ножницами)

-выполнение аппликаций отщипыванием

-использование книжки-раскраски (лучше использовать цветные карандаши)

-рисование и копирование узор

Интернет-источник: http://doc.knigi-x.ru/22psihologiya/248702-1-skoro-shkolu-psihologicheskaya-gotovnost-rebenka-sistematicheskomu-obucheniyu-shkole-nepo.php

свернуть
2023
октябрь
20 октября, пятница

Государственные гарантии и льготы семьям, воспитывающим детей, в Республике Беларусь

подробнее...