Преемственность со школой

План работы по взаимодействию с ГУО "Коптёвская СШ

Организация работы по преемственности учреждения дошкольного образования и школы

Организация работы по преемственности учреждения дошкольного образования и школы

Под понятием «преемственность» подразумевают плавный переход от одной образовательной ступени к другой, сохраняющий методы и формы обучения и воспитания.  

Цель преемственности – обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания.

Преемственность детского сада и школы предусматривает следующие задачи:

  • Подготовить детей в школу с высоким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения.
  • Развивать знания, умения, качества детей, которые уже приобретены дошкольниками.
  • Активно использовать полученные знания, умения и навыки для дальнейшего всестороннего развития учащихся.

В качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования сегодня выделяют:

  • Состояние здоровья и физическое развитие детей;
  • Уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности;
  • Умственные и нравственные способности детей;
  • Сформированность их творческого воображения, как направления личностного и интеллектуального развития;
  • Развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться со взрослыми и сверстниками.

Ключевым моментом в реализации преемственности является определение готовности ребёнка к обучению в школе. Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым.

Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узкопредметных  знаний и умений. Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.

Ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью —любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка.

Подготовка детей к школе предполагает такую организацию воспитательной работы в детском саду, которая обеспечивает высокий уровень общего всестороннего развития дошкольников.

Готовность к обучению в школе – важнейший итог воспитания и обучения в детском саду и семье. Она определяется системой требований, которые предъявляет школа  ребенку. Характер этих требований обусловлен появлением новой социально-психологической позиции школьника, новыми задачами и обязанностями, к выполнению которых ребенок должен быть подготовлен. Школа требует от детей ни сколько специальных знаний и умений, сколько более сложных форм умственной деятельности, высокого уровня развития нравственно - волевых качеств, способностей к управлению своим поведением.

Существуют общая, психологическая, специальная готовность к школе.

Общая готовность – выступает как важнейший итог всестороннего воспитания дошкольников, достижение ребенком определенного уровня умственного, нравственного, волевого, эстетического и физического развития, необходимого ему при поступлении в условия школы.

В содержании общей готовности выделяются нравственно - волевая, интеллектуальная и физическая готовность, которые имеют место при осуществлении связи детского сада и школы, так как определяют качества, необходимые для обучения.

Содержание нравственно - волевой готовности определяется требованиями к поведению ребенка, обусловленными позицией школьника. Данные требования ставят учащегося перед необходимостью самостоятельно и ответственно выполнять учебные обязанности, быть организованным, дисциплинированным, управлять своим поведением.

Значение интеллектуальной готовности обусловлено ведущим видом деятельности школьника – учением, требующим напряженного умственного труда, активизации способностей к познавательной деятельности.

Содержание физической готовности определяется хорошим состоянием здоровья, закаленностью, выносливостью, работоспособностью организма, а также овладением культурно - гигиеническими навыками, привычкой соблюдать правила личной гигиены.

Психологическая готовность включает в себя мотивационную готовность в стремлении ребенка к учению, желание быть школьником, определенный уровень волевого и социального развития.

Специальная готовность является дополнением к общей готовности, определяется наличием специальных знаний, умений, навыков.

Подготовка ребенка к школе - это не сиюминутный процесс, а длительная, кропотливая работа в течение всего периода дошкольного детства. Психологическая готовность к школе возникает постепенно, как итог всей дошкольной жизни ребенка.

Задача  детского сада в данном случае состоит в том, чтобы обеспечить такой уровень всестороннего развития детей, опираясь на который учитель сможет успешнее разрешать стоящие перед ним задачи.

Итак, условием успешного осуществления задачи подготовки детей к обучению в школе является наличие преемственности в работе детского сада и школы: содержательная, двусторонняя связь, предполагающая, с одной стороны, направленность образовательной работы в детском саду с учетом школьных требований, а с другой стороны, опору учителя на уровень развития старших дошкольников.

Работа по установлению преемственности со школой имеет следующие направления:

  • работа с детьми;
  • взаимодействие педагогов;
  • сотрудничество с родителями.

Формы осуществления преемственности:

При работе с детьми: экскурсии в школу, знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками  начальной школы,

совместные мероприятия: выпускной в детском саду, день знаний, спортивные соревнования и др.

При взаимодействии педагогов: изучение и анализ программ начальной школы и детского сада, совместные педагогические советы, семинары, мастер - классы, круглые столы педагогов детского сада и учителей школы.

При сотрудничестве с родителями: дни открытых дверей,  консультации с педагогами детского сада и школы, встречи родителей с будущими учителями, анкетирование, тестирование родителей, визуальные средства общения (стендовый материал, выставки и т.д.)

Для выполнения вышеизложенных целей и задач в детском саду созданы все условия для того, чтобы помочь каждому ребёнку стать физически и психически здоровым, многогранно способным, радостным и счастливым.

Созданная предметно - развивающая среда способствует тому, что ребёнок проявляет собственную инициативу, пробует делать что - то новое, это развивает его самооценку и способствует становлению чувства успеха.

В условиях детского сада создана здоровье сберегающая среда. Разные формы оздоровления (утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, хождение по «дорожкам здоровья» и т.д.) повышают адаптационные возможности детей.

Мы надеемся, что вся работа, проведенная нами, сложится в систему и поможет нашим выпускникам легко адаптироваться в школе и хорошо учиться.

свернуть

Советы для родителей будущих первоклассников

Советы для родителей:

 

 1. НЕ ПИЧКАЙТЕ НОВОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ

 За оставшееся время никаких «хвостов» вы не подтянете. А если будете наседать на ребенка с чтением и счетом, вы сможете вызвать у него отрицательные эмоции по поводу школы. Конечно, почитать немножко, порешать несложные примеры можно, но все это должно быть в игровой, непринудительной форме. Кроме того, дошкольникам важно по несколько раз читать одни и те же книжки. Они, узнавая «материал», стараются подсказать рассказчику, что будет дальше, поправляют, если он допустил неточность. Это вырабатывает в них активность, и тогда им будет абсолютно несложно уже на первом уроке высказать свое «взрослое» мнение».

  2. РАССКАЗЫВАЙТЕ ПОЗИТИВНЫЕ ИСТОРИИ ИЗ СВОЕЙ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ

 Важно сформировать у будущего школьника позитивное отношение к школе. Если ребенок хочет учиться и уверен, что в школе интересно, тогда неизбежный стресс, связанный с новыми правилами и распорядком дня, обилием незнакомых людей, будет успешно преодолен. Для этого чаще рассказывайте своему чаду забавные истории из своей школьной жизни.

 3. НЕ ДЕЛАЙТЕ АКЦЕНТ НА ОТМЕТКАХ

 Многие родители допускают грубую ошибку, когда начинают стращать: «Читай, а то двойки мне будешь приносить». Важно акцентировать внимание ребенка на процессе учебы (ты узнаешь много нового, у тебя появятся новые друзья, ты станешь умным), а не на результате  - хороших отметках, которые вообще лучше не упоминать, тем более что в первом классе их не ставят.

 4. НЕ ПУГАЙТЕ ШКОЛОЙ

 Ни в коем случае не ведите при ребенке разговоры, что у него «закончилось детство», не жалейте его: мол, бедненький, начинаются трудовые будни.

 Даже в шутку не пугайте школой. Не стоит при малыше также обсуждать предстоящие расходы, сокрушаясь о дороговизне формы или канцтоваров.

 5. ПОКУПАЙТЕ ШКОЛЬНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ВМЕСТЕ С РЕБЕНКОМ

Покупать портфель и все принадлежности для школы нужно с ребенком, тогда он оказывается вовлеченным в процесс подготовки к первому сентября. Пусть малыш сам выберет себе пенал, ручки, карандаши и линейки, тетради с красочным рисунком на обложке. Придя домой, не прячьте покупки в шкаф — дайте их ребенку, чтобы он привык к новым для него вещам. Пусть он собирает портфель, носит его по квартире, раскладывает на столе тетради и карандаши, тогда простые указания учителя: «Достаньте красную ручку или тетрадь в линейку» не вызовут у малыша трудностей: он четко будет знать, где у него что лежит. Хорошо также сходить с ребенком в выбранную школу, если вы еще этого не сделали. Погуляйте возле школы. Так малыш быстрее привыкнет к новому месту.

 6. ИГРАЙТЕ В ШКОЛУ

 Пусть все игрушки вашего чада пойдут в первый класс, а самая любимая станет учителем. В такой игре можно объяснить основные школьные правила: как сидеть за партой, как отвечать на уроке, как попроситься в туалет, что делать на перемене (15-минутные «уроки» должны чередоваться с пятиминутными «переменками»).

 7. НАЧИНАЙТЕ ЖИТЬ ПО НОВОМУ РАСПОРЯДКУ ДНЯ

За месяц до школы нужно плавно подгонять режим дня к новому распорядку. Старайтесь, чтобы ребенок ложился спать не позже десяти вечера, вставал в 7—8 утра. Очень важно сформировать у малыша представление о том, что за чем нужно делать утром и вечером. Для этого хорошо использовать пробковую или пластмассовую доску на стене, где можно прикрепить бумажки, писать, рисовать.

  Для начала попробуйте наглядно объяснить, что нужно сделать перед сном: собрать портфель, приготовить одежду (трусики, маечку, носочки), проверить, чистая ли форма. Все эти действия лучше обозначать рисунками: портфель, разложенные вещи на стуле. В преддверии первого сентября выполняйте этот ритуал, играя. Пусть ребенок собирает свои детские книжки в портфель, складывает одежду на стул. С помощью рисунков можно изобразить и утренний распорядок: умываемся, одеваемся, кушаем, чистим зубы, облачаемся в школьную форму, чистим обувь, выходим из дома. Все это поможет малышу лучше понять, как строится его день.

 8. ПОДРУЖИТЕ МАЛЫША С ЧАСАМИ

 Необходимый для школы навык — ориентация во времени. Если ваш малыш еще не разбирается, который час, научите его этому. Многим деткам легче ориентироваться по электронным часам. Малыш должен знать, что значит четверть часа, полчаса, через час. Повесьте в детской большие часы (любые, главное, чтобы ребенок мог узнавать по ним время). Во время чтения, игры или еды можно поставить часы на стол и обратить внимание ребенка на то, во сколько началось действие и во сколько оно закончилось.

 9. ПОБОЛЬШЕ  КОМАНДНЫХ ИГР

 В школе есть правила, которые необходимо выполнять: сидеть за партой, вставать, когда разрешит учитель, не кричать. Без понимания этих элементарных законов ребенку будет трудно в 1-м классе. Чтобы развить в малыше умение подчиняться и играть по правилам, используйте командные игры. Благодаря им ребенок усвоит, что есть правила, которые надо выполнять, и что от этого зависит результат. Еще один важный урок, который дают малышу командные игры, — это спокойное отношение к проигрышу.

 10. ТРЕНИРУЙТЕ ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ И ПАМЯТЬ

 Хорошая игра на внимательность: всем раздается одинаковый текст, засекается время и нужно как можно больше и быстрее найти и вычеркнуть букв «с». Проводите «занятия» сначала по 10 минут, назавтра 15, доведя время «урока» до той продолжительности, которая будет в школе. Тогда ребенка не будут так пугать бесконечные полчаса занятий. Еще можно почаще играть в «Отвернись и назови». Разложите на столе игрушки и дайте ребенку посмотреть на стол в течение 1-й минуты. Затем он отворачивается и называет игрушки, лежащие на столе. Усложняйте задачу: добавляйте игрушки, сокращайте время на запоминание. Можно заменить игрушку другой — ребенок, повернувшись, должен рассказать, что изменилось.

 

Успехов вам и – больше веры в себя и возможности своего ребенка!

 

свернуть

Подготовка к школе

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

1.Формирование у детей шести-семи лет мотивов учения и положительного отношения к школе наиболее успешно происходят при использовании в учебно-воспитательном процессе разнообразных форм и методов работы, дающих возможность показать разные стороны школьной жизни:

-экскурсии в школу,

-беседы о школе,

-чтение стихов и рассказов о школьной жизни,

-рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь,

-рисование школы после экскурсии, рисунок школы будущего,

-игры, моделирующие школьную жизнь,

-проведение совместных мероприятий с младшими школьниками.

2.Совместная практическая деятельность взрослых с детьми, сопровождаемая познавательными беседами на школьную тематику.

3.Использование сюжетов различного содержания в игровой деятельности:

-игра в «Школу» после экскурсии,

-моделирование школы будущего (эмоциональное отношение к школе),

-использование роли Незнайки в игре (поддержание интереса).

4.При планировании работы по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе особое внимание уделять ознакомлению родителей с особенностями становления у ребенка внутренней позиции школьника и на этой основе формировать позитивный образ современной школы.

МОТОРНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ 

Под моторной готовностью к школе понимается не только то, насколько ребенок владеет своим телом, но и его способность воспринимать свое тело, ощущать и произвольно направлять движения (владеть внутренней подвижностью), выражать при помощи тела и движения свои импульсы.

Когда говорят о моторной готовности к школе, то имеют в виду коорди­нацию системы «глаз—рука» и развитие тонкой моторики, необходимой для обучения письму. Здесь надо сказать, что скорость овладения движениями руки, связанными с письмом, может быть у разных детей различной. Это связано с неравномерным и индивидуальным созреванием соответствующих участков головного мозга человека.

Многие современные методики обучения письму учитывают этот факт и не требуют от ребенка с самого начала мелко­го письма в разлинованных тетрадях со строгим соблюдением границ. Дети сначала «пишут» буквы и «рисуют» формы в воздухе, потом — карандашом на больших листах, и лишь на следующем этапе переходят к написанию букв в тетрадях. Такой щадящий метод учитывает, что ребенок может по­ступить в школу, имея недостаточно развитую руку. Однако в большинстве школ до сих пор требуют писать сразу маленьким шрифтом (по прописи) и соблюдать соответствующие границы. Это для многих детей сложно. Поэ­тому хорошо, если уже до школы ребенок овладел до известной степени движением руки, кисти и пальцев. Владение тонкой моторикой является важной характеристикой моторной готовности ребенка к школе.

Проявление воли, собственной инициативы и активности во многом зависит от того, насколько ребенок владеет своим телом в целом и способен выразить свои импульсы в форме телесного движения.

Участие в общих играх и радость от движения — это нечто большее, чем способ утверждения себя в детском коллективе (социальные отношения).

Дело в том, что учебный процесс протекает ритмически. Периоды концент­рации, внимания, работы, требующей известного напряжения, должны сме­няться периодами активности, приносящими радость и дающими отдых. Если ребенок не может полноценно проживать такие периоды телесной активнос­ти, то нагрузка, связанная с учебным процессом, и общее напряжение, свя­занное со школьной жизнью, не смогут найти полноценного противовеса.

Вообще развитость так называемой «крупной моторики», без которой ребенок не может прыгать через скакалку, играть в мяч, держать равнове­сие на перекладине и т.д., а также получать удовольствие от разных видов движения, является важной составной частью готовности к школе.

Восприятие собственного тела и его возможностей («Это я могу, я сумею с этим справиться!») сообщает ребенку, общее позитивное ощущение жизни. Позитивное чувство жизни выражается в том, что детям доставляет удоволь­ствие воспринимать препятствия, преодолевать трудности и испытывать свои умения и ловкость (забираться на деревья, прыгать с высоты и т.д.). 

Уметь адекватно воспринимать препятствия и взаимодействовать с ними — важ­ная составная часть моторной готовности ребенка к школе.

СОЦИАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ

Социальная готовность к школе тесно связана с эмоциональной. Школь­ная жизнь включает в себя участие ребенка в различных сообществах, вступ­ление в многообразные контакты, связи и отношения и поддерживание их.

Прежде всего это сообщество класса. Ребенок должен быть готов к тому, что он не сможет больше следовать только своим желаниям и импульсам независимо от того, мешает ли он своим поведением другим детям или учителю. От отношений в классном сообществе во многом зависит, насколь­ко ребенок сможет успешно воспринимать и перерабатывать учебный опыт, то есть извлекать из него пользу для своего развития.

Представим себе это более конкретно. Если каждый, кто хочет что-то сказать или задать вопрос, будет в ту же минуту говорить или спрашивать, возникнет хаос, и никто никого не сможет слушать. Для нормальной про­дуктивной работы важно, чтобы дети слушали друг друга, давали бы собе­седнику договорить до конца. Поэтому способность воздерживаться от собственных импульсов и выслушивать других — это важный компонент социальной компетентности.

Важно, чтобы ребенок мог чувствовать себя членом группы, группового сообщества, в случае школьного обучения — класса. Учитель не может обращаться к каждому ребенку в отдельности, но обращается ко всему классу. В этом случае важно, чтобы каждый ребенок понимал и чувствовал, что учитель, обращаясь к классу, обращается и лично к нему. Потому чувст­вовать себя членом группы — это еще одно важное свойство социальной компетентности.

Дети все разные, с разными интересами, импульсами, желаниями и т.д. Эти интересы, импульсы и желания должны реализоваться сообразно си­туации и не в ущерб другим. Для того чтобы разнородная группа смогла успешно функционировать, создаются различные правила общей жизни. Поэтому к социальной готовности к школе относится способность ребен­ка понимать смысл правил поведения и обхождения людей друг с другом и готовность следовать этим правилам.

К жизни любой социальной группы относятся конфликты. Жизнь клас­са не представляет здесь исключения. Дело не в том, появляются ли конф­ликты или нет, а в том, как они решаются. Важно научить детей другим, конс­труктивным моделям разрешения конфликтных ситуаций: говорить друг с другом, вместе искать разрешения конфликтов, привлекать третьих лиц и т.д. Способность конструктивно разрешать конфликты и социально приемле­мо вести себя в спорных ситуациях является важной частью социальной готовности ребенка к школе.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К  ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ.

Неподготовленный к школе ребенок не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается, не может включиться в общий режим работы класса. Он проявляет мало инициативы, тяготеет к шаблонным действиям и решениям, у него возникают затруднения в общении с взрослыми и сверстниками по поводу учебных задач.  «Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться» (Венгер Л.А.)

ЧТО ОЗНАЧАЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ?

От того как ребенок подготовлен к школе всем дошкольным периодом, будет зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи и психологическое самочувствие.

ЛИЧНОСТНО – МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ.

Она включает формирование у дошкольника готовности к принятию новой социальной позиции – положения школьника, имеющего круг прав и обязанностей – и проявляется в желании и стремлении научиться чему-то новому, в готовности нести ответственность за учебу. Будущему школьнику необходимо управлять своим поведением и познавательной деятельностью, что требует сформированности иерархической системы мотивов: «Надо!» и «Я хочу!». К началу обучения в школе у него должна быть сформирована сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость (отсутствие импульсивных реакций, способность длительное время выполнять не очень привлекательные задания), на фоне которой возможно развитие и протекание учебной деятельности. Личностное взросление предполагает умение общаться со сверстниками. Общение ребенка не должно отличаться особой конфликтностью. К школьному возрасту он должен легко устанавливать  контакты, слушать других не перебивая, договариваться, соблюдать очередность, когда этого требует ситуация. В противном случае, ребенку будет сложно выслушать ответ одноклассника, продолжить рассказ, начатый другим, адекватно отреагировать на успех или неудачу другого ребенка.

Для положительной мотивации необходимо:

-Знакомить ребенка со школьной жизнью, с требованиями учителя, с правилами поведения на уроках и переменах, знаниями, приобретаемыми в школе. Беседы должны вестись в доброжелательных тонах и вызывать положительные эмоции.

-Необходимо развивать познавательную активность, заинтересовывать ребенка в получении новых знаний.

-Не пугайте будущими трудностями и неудачами в школе.

-Требования к ребенку не должны быть завышенными, а соответствовать его способностям и возможностям.

РЕГУЛЯТИВНАЯ ГОТОВНОСТЬ

Это способность принимать учебную задачу и управлять своей деятельностью. Это умение слушать и слышать учителя, умение выслушивать задание до конца, умение сосредоточиться на выполнении задании, переключать свое внимание на другую деятельность, следуя инструкции взрослого, работать самостоятельно. Это умение работать по правилу и образцу.

Рекомендации по развитию произвольной саморегуляции:

-Собрать узор из мозайки, постройку из конструктора по образцу

-Скопировать узоры, фигуры по образцу

-Составление узоров по правилу и по образцу «Графический диктант»: Взрослый диктует: «Начиная с третьей клетки (можно от точки): одну клетку вправо… две-вниз, одну-влево и т. д. Более сложный вариант – движение по диагональным направлениям, например: «Одну клетку направо вверх, две клетки направо, одну – налево вниз». Фигуры для диктантов должны быть сначала простыми, постепенно все более усложняясь. Взрослый сначала сам составляет по клеточкам различные узоры, орнаменты, фигуры, буквы и т.п., затем диктует ребенку.

-Выполнять обязанности по дому, самообслуживание

Важно развивать регулятивные способности у ребенка в ИГРАХ с правилами.

Не забывайте, что игра является у дошкольников ведущим видом деятельности: «Слушай хлопки!» Ребенок шагает под музыку, после одного хлопка взрослого ребенок принимает позу «аиста», стоя на одной ноге, на два хлопка-позу «лягушки», приседая на корточки; услышав три хлопка –попрыгать как «зайчик». Игра имеет большое число вариантов – можно изменить характер сигналов или связанные с ним действия, увеличить их по количеству. «Да» и «Нет» не говорите! Взрослый задает ребенку самые разные вопросы, а ребенок отвечает на них, не употребляя в своем ответе слов «да» и «нет», не называя черного и белого и т.д. При этом ребенок постоянно должен обдумывать свой ответ, сохраняя в памяти инструкцию и следуя ей. Согласно этому правилу на вопросы ребенка может отвечать взрослый. «Сигнальные» звуки. Взрослый медленно читает отдельные слова, ребенок хлопает в ладоши, если в слове встречается, например, звук «Р» и другие. Другие варианты: -если определенный звук стоит в начале слова или в конце, в других случаях хлопать нельзя. -взрослый читает осмысленные фразы или текст. Услышав загаданный звук ребенок хлопает в ладоши.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ

Данный компонент готовности предполагает наличие у дошкольника запаса конкретных знаний об окружающем мире, богатый словарный запас. Основными параметрами интеллектуальной готовности являются: развитие наглядно-образного и логического мышления, связной речи, определенный уровень развития психических процессов (восприятия, воображения, памяти, внимания и др.). У ребенка развиты мыслительные способности: он владеет основными логическими операциями: анализом, синтезом, обобщением, отвлечением, установлением закономерностей, причинно- следственных связей и др.) Низкий уровень развития мыслительных способностей может послужить причиной следующих трудностей в усвоении учебного материала: -неосмысленное, механическое заучивание материала -неспособность использовать ранее пройденный материал -трудности в смысловом понимании арифметических задач -трудности в понимании прочитанного, угадывающее чтение -ошибки в чтении окончаний слов -трудности в усвоении чтения, письма и математики в целом Рекомендации: Мыслительные процессы проходят длительный путь развития. Вначале они формируются как внешние, ребенок совершает практические действия с предметами или их изображениями (картинками, фигурами), затем они превращаются в умственные действия, совершающие в форме внутренней речи. Поэтому вначале рекомендуется проводить упражнения с использованием предметных картинок, а затем в словесной форме. Упражнение «Назови одним словом». Игра проводится с предметными картинками, либо с игрушками небольшого размера. Смысл упражнения в том, чтобы научить ребенка правильно использовать обобщающие слова. Взрослый выкладывает на стол картинки, относящие к одной родовой категории,и просит ребенка назвать их одним словом. Например: Лиса, заяц, медведь, волк Ответ: звери Сосна, ель, ива, клен Ответ: деревья Словесный вариант. Инструкция та же, но предлагаются только слова: Врач, учитель, повар, продавец Ответ: профессии Саша, Витя, Маша, Ира Ответ: имена Упражнение «Четвертый лишний». Словесный вариант. Инструкция взрослого: «Я сейчас назову четыре предмета. Три из них можно объединить по смыслу и назвать общим названием, а один предмет лишний. Почему?» Например: Сапоги, валенки, шнурки, ботинки Ответ: шнурки-лишние, это не обувь День, утро, ночь, вторник Ответ: вторник-лишнее, это не часть суток Упражнение «Аналогии» направлено на установление логических связей между предметами. У охотника-ружье, а у рыбака - ? (удочка) У собаки щенок, а у коровы -? (теленок) Игры-головоломки «Колумбово яйцо», «Танграм», «Архимедова Игра», «Пифагор», «Город мастеров» развивают пространственное воображение, конструктивное мышление, сенсорные способности, сообразительность, творческие способности.

ПОДГОТОВКА РУКИ ДОШКОЛЬНИКА К ПИСЬМУ.

На этапах подготовки ребенка к школе необходимо научить его как правильно сидеть при письме, правильно держать ручку и ориентироваться в пространстве. Умение различать правую и левую стороны – важная предпосылка для многих видов деятельности в процессе обучения. Для этого нужно:

1.Научить показывать правую и левую руку.

2.Поднимать поочередно правую и левую руку. Учить брать предметы правой и левой руками.

3.Учить различать другие парные части тела. Можно поиграть: «Право-лево». Взрослый говорит, например : «Покажи пожалуйста правой рукой левое ухо, потри левой рукой правое плечо, пощекочи правым указательным пальцем левую пяточку, постучи левым локтем по правому боку» и т. д

4. Научить ребенка ориентироваться в окружающем пространстве: -определять пространственное расположение предметов по отношению к ребенку -определять пространственные соотношения между несколькими предметами. «Моя комната». В знакомом ребенку пространстве следует обсудить, что где стоит: «Если встать лицом к окну, то справа будет что? А слева? А теперь повернись направо, что стоит слева » и т.д. «Положи ручку» Дайте ребенку два разных предмета, например, ручку и пенал и предложите положить ручку в, на, под, над, перед, за, слева, справа и т.д. «Где лежит карандаш?» Положите карандаш на тетрадь, которая лежит на столе, и предложите ребенку определить его положение относительно тетради, стола. Так поиграйте, перекладывая карандаш под, в, слева от тетради, поднимая его над, пряча за и под, перед. Каждый раз просите ребенка составить предложение про тетрадь, карандаш и стол, обращая его внимание на то, что в предложении меняется предлог. Зрелость мелкой моторики рук обеспечивает точность графических действий за счет мышечного контроля. Это ловкость пальцев и кистей рук, скоординированность их движений. Для развития мелкой моторики рук используются следующие приемы и упражнения:

-массаж кистей рук

-пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры

-занятия с пластилином и глиной -выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, нанизывание бусинок, завязывание веревочек, застегивание пуговиц и кнопок, вырезание ножницами)

-выполнение аппликаций отщипыванием

-использование книжки-раскраски (лучше использовать цветные карандаши)

-рисование и копирование узор

Интернет-источник: http://doc.knigi-x.ru/22psihologiya/248702-1-skoro-shkolu-psihologicheskaya-gotovnost-rebenka-sistematicheskomu-obucheniyu-shkole-nepo.php

свернуть

Рекомендации по подготовке детей к школе

Рекомендации родителям по подготовке детей к школе.

 Понимая важность подготовки детей к школе, предлагаю рекомендации родителям, которые помогут дошкольнику спокойно перейти на новый этап своей жизни.

 Рекомендации для родителей:

 1. Помните, что кризисы – это временные явления, они проходят, их нужно пережить, как любые другие детские болезни.

2. Знайте, что причина острого протекания кризиса – несоответствие родительского отношения и требований желаниям, и возможностям ребенка, поэтому необходимо подумать о том, все ли запреты обоснованны, и нельзя ли дать ребенку больше свободы и самостоятельности.

3. Постарайтесь, изменить, свое отношение к ребенку, он уже не маленький, внимательно отнеситесь к его мнениям и суждениям, постарайтесь его понять.

4. Тон приказа и назидание в этом возрасте малоэффективен, старайтесь не заставлять, а убеждать, рассуждать и анализировать вместе с ребенком возможные последствия его действий.

5. Если ваши отношения с ребенком приобрели характер непрекращающейся войны и бесконечных скандалов, вам нужно на какое-то время отдохнуть друг от друга: отправьте его к родственникам на несколько дней, а к его возвращению примите твердое решение не кричать и не выходить из себя во что бы то ни стало.

6. Как можно больше оптимизма и юмора в общении с детьми, это всегда помогает!

 

Стратегия позитивного оценивания ребенка:

 

1. Положительная оценка ребенка как личности, демонстрация доброжелательного к нему отношения («Я знаю, ты очень старался», «Ты умный мальчик» и т.д.).

2. Указания на ошибки, допущенные при выполнении задания, или нарушения норм поведения («Но сегодня зайчик у тебя не получился», «Но сейчас ты поступил неправильно, ты толкнул Машу»). Анализ причин допущенных ошибок и плохого поведения («Посмотри на этот рисунок, у зайчика головка меньше, чем туловище, а у тебя получилось наоборот», «Тебе показалось, что Маша толкнула тебя специально, но она это сделала не нарочно»).

3. Обсуждение вместе с ребенком способов исправления ошибок и допустимых в данной ситуации форм поведения.

4. Выражение уверенности в том, что у него все получится («Зайчик выйдет красивым; «Он не будет больше толкать девочек»).

 

Для формирования навыков, необходимых в школе, можно играть с детьми в различные игры, нацеленные на выработку и укрепление необходимых качеств и свойств (например: игра «Да» и «нет» не говорите, черный с белым не берите», целью, которой является развить у детей умение сосредоточиваться и концентрировать свое внимание).

 Общие рекомендации по формированию адекватной самооценки и правильных представлений о себе у детей дошкольного возраста:

 1. Оптимизация родительско – детских отношений: необходимо, чтобы ребенок рос в атмосфере любви, уважения, бережного отношения к его индивидуальным особенностям, заинтересованности в его делах и занятиях, уверенности и последовательности в воспитательных воздействиях со стороны взрослых.

2. Оптимизация отношений ребенка со сверстниками: необходимо создать условия для полноценного общения ребенка с другими; если у него возникают трудности в отношениях с ними, нужно выяснить причину и помочь дошкольнику приобрести уверенность в коллективе сверстников.

3. Расширение и обогащение индивидуального опыта ребенка: чем разнообразнее деятельность ребенка, чем больше возможностей для активных самостоятельных действий, тем больше у него возможностей для проверки своих способностей и расширения представлений о себе.

4. Развитие способности анализировать свои переживания и результаты своих действий и поступков: всегда положительно оценивая личность ребенка, необходимо вместе с ним оценивать результаты его действий, сравнивать с образцом, находить причины трудностей и ошибок и способы их исправления. При этом важно формировать у ребенка уверенность, что он справится с трудностями, добьется хороших успехов, у него все получится.

 

Этого события с одинаковым нетерпением ждут как дети, так и родители. «Мы скоро идём в школу!» - с гордостью говорят мамы и папы, бабушки и дедушки. «Я уже иду в первый класс!» - восторженно сообщает всем подряд, близким и посторонним, ваш ребёнок.

Наконец наступает день «икс» - первое сентября. Ваш малыш счастливо и гордо вышагивает впереди вас, таща на плечах свой самый первый ранец, до отказа набитый самыми первыми в его жизни школьными принадлежностями. Звучит первый звонок. и вот первоклашки усаживаются за парты… наверное, именно в этом момент они начинают понимать, как это серьёзно - школа.

Как это трепетно - дети и школа.

Однажды, в один далеко не прекрасный день, наш школьник со слезами на глазах сообщает» «Я больше не пойду в школу!». Вы в растерянности, ребёнок рыдает и наотрез отказывается собираться в школу. В чём причина?

 Объяснений тому может быть великое множество – от страха остаться одному, без поддержки родителей, до конфликтных отношений с одноклассниками и учителями. Но самая распространенная причина нежелания детей идти в школу заключается в том, что они попав в непривычную обстановку, не могут в ней адаптироваться, найти своё место в новом коллективе.

 Отсюда частым последствием становится их страх перед посещением школы, дети упрямо отказываются туда идти. Здесь. в первую очередь, необходимо выяснить реальную причину отказа. Но, как бы то ни было, ни в коем случае нельзя позволять ребёнку остаться дома. Даже если причины, по которым он не хочет посещать школу, вполне реальны и объективны. Его боязнь только упрочится, а к ней может добавиться ещё и отставание по программе, что крайне нежелательно.

Вы должны быть тверды и настойчивы в своём стремлении вернуть вашего ребёнка в учебный класс школы. У ребёнка, особенно маленького, нет ещё мотивации, которая оправдывала бы посещение школы. Дети идут в школу, повинуясь родителям. Поэтому, в случае нежелания идти в школу, именно родители должны объяснить необходимость её посещения.

Ребёнку дошкольного возраста достаточно объяснить, что там он сможет узнать много нового и интересного. Детям постарше можно объяснить, что без образования для них будет закрыта дорога в будущее, или сослаться на закон, согласно которому все дети обязаны получить хотя бы базовое образование.

 Безусловно, родители должны время от времени наведываться в школу, в которой учится их чадо. В силах родителей внушить ребёнку симпатию к учителю. Вы вполне можете сказать ему, что вам лично очень симпатичен его наставник. Дети склонны отвечать взаимностью на добрые чувства. Если они будут уверены в расположении учителя, это поможет им преодолеть барьер, возникающий у них в общении с новым человеком.

Пока ваш ребёнок мал, не оставляйте его в школьном дворе, проводите его до класса, пусть его встретит учитель. Со временем негативная реакция на школу утихнет. Обязательно интересуйтесь у учителя, как он ведёт себя после вашего ухода. Если его слезы прекращаются сразу после того, как вы исчезаете из поля зрения, можете перестать беспокоиться – адаптация прошла успешно.

 Но бывает и так, что в школу отказываются идти дети, которые на протяжении нескольких лет охотно её посещали. В таком случае неизбежен разговор по душам. Вам необходимо выяснить, что же беспокоит ребёнка. Здесь не помешает и беседа с учителем. Внимательный педагог обязательно заметит неладное и поделится с вами своими соображениями о причине нежелания вашего чада ходить в школу. Здесь может быть всё что угодно – и неуспеваемость по предметам, и конфликт между учениками, и  первая любовь. Вариантов бесчисленное множество. Немаловажное значение имеет и домашняя обстановка. Семейные неурядицы, развод родителей, смерть кого-то из близких – всё это отражается на способностях и желании ребёнка учиться. Обязательно скажите ему всю правду – ложь может только усугубить положение.

Объясните, что дела семейные – это одно, а учёба – совсем другое, что вы обязательно справитесь с трудностями, и самое лучшее, что он может сделать в трудную для семьи минуту – это избавить вас от беспокойства по поводу его успеваемости.

Однако родителям стоит знать: то, насколько хорошо и с каким удовольствием учится ваш ребёнок, зависит не только от него интеллекта. Отношение родителей к его учителю в значительной степени обуславливают школьные успехи ребёнка. Ведь именно у этого человека ему предстоит многому научиться, от него будет зависеть настроение ребёнка в школе, его желание учиться.

Никогда и ни при каких обстоятельствах не позволяйте себе пренебрежительных отзывов о наставнике вашего ребёнка. Старайтесь наладить теплые отношения с педагогами, добивайтесь взаимопонимания с ними. В конце концов, они хотят того же, что и вы – чтобы ваш ребёнок стал хорошо образованным человеком. Проявляйте понимание по отношению к учителям вашего ребёнка. вы же знаете, насколько трудно проявлять справедливость и добиваться дисциплины, имея дело даже с двумя детьми, а в классе их не двое, и даже не четверо, а гораздо больше.

Ребёнку будет легче воспринимать критику из уст учителя, если он будет знать, что вы уважаете его и позитивно к нему относитесь. Дети всегда с большим вниманием относятся к критике от человека, который им нравится, и стараются изменить своё поведение.

Учителя – тоже люди. Они с большим пониманием будут воспринимать родительскую критику, если увидят, что к ним относятся с дружелюбием и без предубеждения. Старайтесь объективно относиться к рассказам своих детей – им свойственно очернять «несправедливого учителя» и обелять себя – «невинную жертву». Стремитесь разобраться и найти истину. Как правило, она где-то посередине. Будьте дружелюбны, сговорчивы, старайтесь не высказывать претензий в агрессивной форме, лучше завуалируйте свои чувства, выражая требования в виде пожеланий и просьб. Чаще хвалите учителя, благодарите его за прекрасное преподавание. скажите, что ваш ребёнок в восторге от методов изложения материала – всё это польстит ему и настроит на доброжелательное отношение к вам и вашему ребёнку. 

и в самом деле, ведь у таких приятных людей ребёнок не может быть разгильдяем, верно? При хорошем отношении учитель пойдёт вам навстречу.

Не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Если ребенку весело учиться, он учиться лучше. Интерес – лучшая из мотиваций, он делает детей по настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных знаний.

Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант.

Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса.

Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.

В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнение, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшое время. Предоставьте ребенку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится.

Дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия. Поэтому при проведении занятий лучше выбирать игровую форму.

Развивайте в ребенке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма; научите ребенка дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи: все это пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы.

Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.

А самое главное, постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувство юмора. Помните, что у вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребенком.

 

 

свернуть

Успех в учёбе!

Успех в учёбе!

Попробуем проанализировать, например, такой момент: родители в восторге от способностей и талантов своего малыша, захваливают его. И ребенок начинает чувствовать свое превосходство над другими, поэтому уже не слишком внимательно слушает учителя, поскольку уверен, что и сам все знает и опережает сверстников своей подготовленностью. Со временем такого всезнайку начинают перегонять менее подготовленные одноклассники, и это ущемляет его самолюбие. Он теряет уверенность в себе и начинает хуже учиться. Тогда родители, которые не ожидали такого поворота, сокрушенно вздыхают: «Наверно, рано все же нам было идти в школу».

Внимание! Ребенка можно считать готовым к обучению, когда он умеет слушать и слышать, отвечать на поставленные вопросы, а значит, и выполнять задачи, выделять в них подзадачи – то есть, совершает определенные мыслительные операции.

Вот, скажем, детям предлагается следующее задание: «Рассмотрите рисунок. Найдите на нем живых существ и раскрасьте летающих». Ребенок, который не привык вслушиваться, вдумываться в сказанное, сразу же начинает рисовать всю картинку, он воспринял только слово «раскрась». А тот, кто умеет внимательно слушать и вдумчиво относиться к заданию выделит для себя здесь четыре подзадачи:

  • рассмотреть рисунок;
  • найти живых существ;
  • выбрать летающих;
  • раскрасить их.

После выполнения этой задачи вдумчивый ученик способен обосновать, доказать правильность сделанного.

Очень важно, чтобы у ребенка было сформировано внимание, конечно, в пределах возрастных возможностей. Довольно часто малышам не хватает именно умения сконцентрироваться на задании хотя бы на 3 - 5 минут.

Первоклассник должен уметь хорошо ориентироваться в пространстве. Ведь если у него не сформированы такие понятия как «вверх», «вниз», «вправо», «влево», могут возникнуть проблемы при работе с тетрадью. Ребенок не сможет правильно выполнять задания, быстро реагировать на команды учителя, такие как: «Три клеточки вправо, две - вверх» и другие.

Хорошо учиться поможет развитая память, которую можно и нужно тренировать, разучивая стихи, предлагая ребенку запоминать в каком порядке размещены предметы или рисунки и т.д.

Важное значение имеет и развитая речь: ребенок должен уметь пересказывать текст, задавать вопросы, составлять предложения или небольшие рассказы.

Еще один важный момент: приучаете ли Вы, уважаемые родители, своих детей выполнять ваши просьбы или указания с первого раза?

Неумение или скорее нежелание, выполнять просьбы-требования взрослых в семье переходит в садик, а оттуда – в школу. Дети не могут правильно одеться, вовремя поесть, ничего не успевают, потому что все время отвлекаются. Позже, опаздывают на уроки, не умеют переключаться на выполнение задач учителя. А потому часто становятся предметом насмешек со стороны одноклассников.

Родителям таких детей, и воспитателям в саду, приходится терять много нервов и времени. Попутно хочется посоветовать Вам организовать жизнь в семье, группе, в классе по правилу «один, два, три». Если сообщить, что за непослушание или еще какую-либо провинность (объяснить, что считается проступком) ребенок должен будет выйти из комнаты на столько минут, сколько ему лет. Например, Саша дергает кота за хвост. Вы говорите: «Один», «Два». Он не реагирует. Вы говорите: «Три», берете мальчика за руку и выводите из комнаты, если надо, то и силой. Саше 6 лет. Через 6 минут Вы возвращаете его в комнату, ни словом не упоминая о том, что было. Это очень действенный способ воспитания послушания.

Еще один очень важный фактор – культура поведения. Ребенок, у которого она сформирована, умеет вести себя в коллективе, общаться как со взрослыми, так и со сверстниками. Это очень важно, не стоит считать, что ребенок, мол, пока еще мал, и все придет само собой, когда он подрастет.

Некоторые родители окружают своих детей гиперопекой, стараются все делать за них и этого же ждут от воспитателей, а затем – от учителя. Нам следует помнить слова из притчи о том, что на всю жизнь рыбой не обеспечишь, нужно научить ребенка самостоятельно ловить рыбу.

Существенны такие, казалось бы, мелочи, как умение правильно сидеть за столом во время письма, рисования, должным образом держать ручку или карандаш. На это родители в основном не обращают внимание. Вот и привыкает ребенок сидеть боком, поджав под себя ногу, зажав в скрюченных пальцах ручку, так же пытается пристроиться и за партой. Это портит его осанку, зрение, а значит, вредит здоровью, мешает правильно писать. Переучить малыша не всегда удается. Кстати, не стоит дома учить детей писать, потому что родители, в конце концов, и сами очень часто не знают, как без напряжения держать ручку, правильно писать буквы и соединять их между собой. Приходится переучивать в школе, а как известно, легче научить, чем переучить.

Итак, как видите, для ребенка, который идет в школу, важно не столько иметь какие-то определенные знания, сколько сформированную готовность и умение учиться, воспринимать новое. Понаблюдайте, активно ли ваши сын или дочь интересуются окружающим, умеют ли сосредотачиваться, быстро ли и прочно запоминают материал, хорошо ли развита у них речь, разнообразные ли интересы и насколько настойчиво они их реализуют, склонны ли они к творческому труду. Стимулируйте эти проявления и помогайте им развиваться.

Желаю успехов в нашем общем, таком нелегком, но одновременно радостном труде. Ведь Мы причастны к воспитанию ЧЕЛОВЕКА, к становлению ЛИЧНОСТИ.

 

Интернет - источник

свернуть

Скоро в школу!

Скоро в школу!

Для полноценного развития дошкольнику необходимо общаться со сверстниками, взрослыми, играть в развивающие игры слушать чтение книг, рисовать, лепить, фантазировать.

Чем больше ребенок будет причастен к подготовке к школе, обсуждению будущего, чем больше он будет знать о школе, о новой жизни, тем легче ему будет личностно в нее включиться. Важно учить не читать, а развивать речь; не учить писать, а создавать условия для развития мелкой моторики руки.

Уже сейчас постарайтесь очень постепенно режим дня вашего малыша соотнести с режимом дня школьника.

Чтобы ребёнок умел слышать учителя, обращайте внимание, как он понимает ваши словесные инструкции и требования, которые должны быть чёткими, доброжелательными, немногословными, спокойными.

Образование может сделать ребенка умным, но счастливым делает его только душевное, разумно организованное общение с близкими и любимыми людьми — семьей.

В ваших силах создать в семье именно такую обстановку, которая не только подготовит ребенка к успешной учебе, но и позволит ему занять достойное место среди одноклассников, чувствовать себя в школе комфортно.

Хочет ли ребенок в школу?

Определить отношение ребенка к школе помогут вопросы:

  • Хочешь ли ты идти в школу?
  • Как ты думаешь, что хорошего, интересного будет в школе?
  • Как ты думаешь, с кем лучше учиться – в школе с учительницей и с детьми или дома с мамой?
  • Что делает учитель в школе?
  • Для чего нужны парта и звонок в школе?

Для формирования у ребенка позитивного настроя к школе Вы можете делать следующее:

1.Чаще делитесь с ребенком воспоминаниями о счастливых мгновениях своего прошлого.

Начало школьной жизни — большое испытание для маленького человека. Этот момент легче переживается детьми, у которых заранее сложилось теплое отношение к школе. Такое отношение складывается из соприкосновений с прошлым опытом близких людей. Перелистайте вместе с ребенком семейный фотоархив. Это занятие исключительно полезно для всех членов семьи. Ваши добрые воспоминания о школьных годах, смешные истории из школьной жизни и рассказы о друзьях детства наполнят душу ребенка радостным ожиданием.

2. Помогите ребенку овладеть информацией, которая позволит ему не теряться 

Удостоверьтесь, что ваш ребенок помнит свое имя и фамилию, номер телефона, домашний адрес, имена родителей. Это поможет ему в незнакомой ситуации.

3. Приучите ребенка содержать в порядке свои вещи

Успехи ребенка в школе во многом зависят от того, как он умеет организовывать свое рабочее место. Вы можете сделать эту скучную процедуру более привлекательной. Заранее подготовьте в семье рабочее место ребенка: пусть у него будет свой рабочий стол, свои ручки и карандаши. Все это как у взрослых, но – личная собственность ребенка!

И ответственность за порядок тоже личная, ведь у взрослых так.

4. Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе

Многие дети этого возраста неусидчивы. Не всем блестяще даются чтение и счет. Очень многих трудно добудиться утром и быстро собрать в детский сад.

В этой связи вполне объяснимо стремление родителей предупредить детей о предстоящих неприятностях. «В школу не возьмут...», «Двойки будут ставить...», «В классе засмеют...» Но всё же это недопустимо. В некоторых ситуациях «здесь и сейчас» эти меры могут иметь успех. Но отдаленные последствия всегда плачевны.

5. Не старайтесь быть для ребенка учителем

  • Стремитесь к поддержанию дружеских отношений. Некоторые дети испытывают трудности в общении с другими детьми. Они могут растеряться в присутствии незнакомых взрослых.
  • Вы можете помочь ребенку преодолеть эти трудности. Попытайтесь организовать игру детей на площадке возле дома и примите участие в этой игре. Детям очень нравится играть вместе с родителями.
  • Предложите ребенку самому пригласить к себе на день рождения своих друзей. Этот день станет для него незабываемым, если в программе торжества найдется место для совместных игр детей и взрослых.
  • Дайте ребенку почувствовать, что он может рассчитывать на вашу поддержку в любой ситуации. Одними учебными занятиями с ребенком этого достичь невозможно.

6. Научите ребенка правильно реагировать на неудачи

Ваш ребенок оказался в игре последним и демонстративно отказался играть с приятелями дальше. Помогите ему справиться с разочарованием. Предложите детям сыграть еще разок, но немного измените правила игры. Пусть победителем считается только первый, а все остальные – проигравшие. Отмечайте по ходу игры успех каждого. Приободряйте хронических неудачников надеждой. После игры обратите внимание ребенка на то, как отнеслись к проигрышу остальные игроки. Пусть он ощутит самоценность игры, а не выигрыша.

 7. Хорошие манеры ребенка — зеркало семейных отношений

«Спасибо», «Извините», «Можно ли мне...» должны войти в речь ребенка до школы. Нравоучениями и проповедями этого достичь трудно. Постарайтесь исключить из общения между членами семьи приказы и команды: «Чтобы я больше этого не слышал!», «Вынеси мусор». Превратите их в вежливые просьбы. Ребенок непременно скопирует ваш стиль. Ведь он стремится подражать Вам во всем.

8. Помогите ребенку обрести чувство уверенности в себе

Ребенок должен чувствовать себя в любой обстановке так же естественно, как дома. Научите ребенка внимательно относиться к своим нуждам, своевременно и естественно сообщать о них взрослым. На прогулке вы зашли куда-то перекусить. Предложите ребенку самостоятельно сделать заказ для себя. В следующий раз пусть сделает заказ для всей семьи. Пусть он попробует спросить в поликлинике: «Где находится туалет?» или сам займет очередь к специалисту.

9. Приучайте ребенка к самостоятельности в обыденной жизни

Чем больше ребенок может делать самостоятельно, тем более взрослым он себя ощущает. Научите ребенка самостоятельно раздеваться и вешать свою одежду, застегивать пуговицы и молнии. (Помните, что маленькие пальчики могут справиться только с большими пуговицами и молниями.) Завязывание бантиков на шнурках ботинок потребует особой помощи и внимания с вашей стороны. Желательно, если это будет не перед самим выходом на улицу. Лучше посвятить этому занятию несколько вечеров.

10. Научите ребенка самостоятельно принимать решения

Умение делать самостоятельный выбор развивает в человеке чувство самоуважения. Посоветуйтесь с ребенком о меню семейного воскресного обеда. Пусть он сам выбирает себе блюдо за праздничным столом и подбирает одежду, соответствующую погоде. Планирование семейного досуга всех членов семьи на выходные дни – еще более сложное дело. Приучайте ребенка считаться с интересами семьи и учитывать их в повседневной жизни.

 11. Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком

Если ребенок помогает вам выпекать праздничный пирог, познакомьте его с основными мерами объема и массы. Продуктовые универсамы – очень подходящее место для развития внимания и активного слушания ребенка. Попросите ребенка положить в корзину: три пачки печенья, пачку масла, батон белого и буханку черного хлеба. Свою просьбу изложите в спокойном темпе и сразу и больше не повторяйте. Это хороший способ развития внимания, памяти ребенка и воспитания его ответственности. Ребенок помогает вам накрывать на стол. Попросите его поставить на стол четыре глубокие тарелки, возле каждой тарелки справа положить ложку. Спросите: сколько ложек тебе понадобится? Ребенок готовится ко сну. Предложите ему вымыть руки, повесить полотенце на свой крючок, выключить свет в ванной. Проходя по улице или находясь в магазине, обращайте внимание ребенка на слова-надписи, которые окружают нас повсюду. Объясняйте их значение. Считайте деревья, шаги, проезжающие мимо машины…

12. Учите ребенка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность

  • Обращайте его внимание на первые весенние цветы и краски осеннего леса.
  • Сводите его в зоопарк и вместе найдите самое большое животное, потом самое высокое...
  • Наблюдайте за погодой и очертаниями облаков.
  • Заведите рукописный журнал наблюдений за ростом котенка.
  • Учите ребенка чувствовать.
  • Открыто переживайте с ним все события повседневной жизни, и его любознательность перерастет в радость учения.

Ни в коем случае нельзя:

  • пугать малыша школой. Старайтесь избегать выражений типа: «Вот в школе тебя научат! Там тебя поставят на место!»
  • подрывать авторитет учителя и скептически ухмыляться на слова ребенка «А Мария Ивановна нам сказала так…»
  • выполнять вместо первоклассника домашнее задание, а не вместе с ним
  • воспринимать плохие оценки малыша как приговор всем его способностям
  • заниматься воспитанием, когда Вы раздражены, устали, плохо себя чувствуете. Сначала отдохните.

Помните, сейчас Ваш ребенок как никогда нуждается в Вашей помощи!

 

Интернет - источник

свернуть

Будущий первоклассник

Психологический портрет будущего первоклассника

Готовность ребенка к школе - это сложный комплекс определенных психофизических состояний, умений, и навыков. От того, как подготовлен ребенок к школе, во многом зависит, насколько успешно будет проходить его обучение в образовательном учреждении. Чем увереннее и спокойнее начнется для первоклассника школьная жизнь, тем больше шансов, что у ребенка не будет проблем ни в начальной школе, ни в последующие годы.

Именно в дошкольный период возникает познавательный интерес, который так необходим для дальнейшего обучения в школе. Очень важно поддерживать любознательность ребенка, способствовать развитию и совершенствованию познавательных способностей дошкольника.

Психологи создали портрет будущего первоклассника.

В него входит 5 компонентов готовности: педагогическаяинтеллектуальнаямотивационнаяэмоционально-волевая и коммуникативная.

Педагогическая готовность включает в себя: навыки чтения, письма, рисования, звуковую культуру речи, хороший словарный запас, общая осведомленность, умение развернуто ответить на вопрос.

Интеллектуальная готовность: хорошая память, развито воображение, регулирующая функция речи, мышление, внимание, тонкая моторика рук, интеллектуальная активность.

Мотивационная готовность: включает в себя выраженность познавательных интересов, стремление освоить роль школьника, принятие системы требований предъявляемых школой.

Эмоционально-волевая готовность: умение управлять своим поведением, сохранение работоспособности в течение одного урока и в течение учебного дня, эмоциональная устойчивость, произвольная регуляция внимания, умение задерживать свои импульсы, умение продлить действие, приложив к этому волевое усилие.

Коммуникативная готовность: желание общаться со взрослыми и детьми, умение войти в детский коллектив и найти свое место в нем, выполнять совместную работу, поддерживать равноправные взаимоотношения со сверстниками, умение устанавливать контакт со сверстниками и с учителем.       Это идеал к которому надо стремиться. Но для этого надо приложить максимум усилий как педагогам так и родителям будущих первоклассников.

Психологический портрет будущего первоклассника.

1.Педагогическая готовность:

  • навыки чтения;
  • навыки письма;
  • навыки рисования;
  • звуковая культура речи (чистая речь);
  • умеет развернуто ответить на вопрос;
  • хороший словарный запас;
  • хорошая общая осведомленность.

2. Интеллектуальная готовность:

  • дифференцированность восприятия как основа мышления;
  • развито воображение;
  • хорошая ориентировка в пространстве и времени;
  • развито наглядно-образное мышление (умение выделять существенное в явлениях окружающей действительности, а также умение сравнивать их, видеть сходное и отличное);
  • развита тонкая моторика рук (владение карандашом, ручкой, ножницами, навыки рисования);
  • хорошая память;
  • развита регулирующая функция речи (выполняет словесные инструкции);
  • интеллектуальная активность (умение превратить учебную задачу в самостоятельную цель деятельности);
  • предпосылки абстрактно-логического мышления (способность понимать символы, формулировать вопросы, самостоятельно рассуждать, находить причины явлений и делать простые выводы).

3. Мотивационная готовность:

  • выраженность познавательных интересов;
  • стремление освоить роль школьника (хочет ходить в школу, иметь портфель и т.д.)
  • принятие системы требований, предъявляемой школой и учителем.

4. Эмоционально-волевая готовность:

  • умение управлять своим поведением (на уроке, во время перемены);
  • сохранение работоспособности в течение одного урока и в течение учебного дня;
  • эмоциональная устойчивость (регуляция эмоций);
  • произвольная регуляция внимания (концентрация, устойчивость, переключение внимания);
  • умение задерживать свои импульсы (например, не перебивать других в разговоре);
  • умение продлить действие, приложив к этому волевое усилие.

5. Коммуникативная готовность:

  • желание общаться со взрослыми и детьми;
  • умение установить контакт с учителем;
  • сохранение чувства дистанции;
  • способность к личностному контакту со взрослым (в противовес ситуативному);
  • умение устанавливать контакт со сверстниками;
  • умение войти в детский коллектив и найти свое место в нем;
  • умение выполнять совместную работу;
  • умение поддерживать равноправные взаимоотношения со сверстниками.

Уважаемые родители, будьте внимательны к своим детям!

Удачи и успехов!

Интернет - источник

свернуть

Как обустроить рабочее место школьника и выбрать портфель?

Как обустроить рабочее место школьника и выбрать портфель?

Главным критерием при выборе всех деталей устройства детского «рабочего кабинета» должна быть безопасность для здоровья.

Письменный стол

Существуют несколько правил, которые должны быть соблюдены для любого стола, предназначенного для работы: глубина рабочей поверхности не менее 60-80 см, ширина не менее 120-160 см, для свободного размещения ног – не менее 50 см в ширину и не менее 45 см в глубину. Высота столешницы зависит от роста ребёнка: если малышу ростом от 100 до 115 см хватит 45-48 см, то подростку нужен вполне «взрослый» стол высотой не менее 60 см. Проверить правильность стола можно прямо в магазине: при посадке край стола должен быть на уровне груди (так, чтобы ребёнок мог опираться на локти), ноги должны стоять под прямым углом, а колени – ни в коем случае не подпирать стол снизу.

Самой оптимальной формой комбинированного (письменного и компьютерного) стола многие специалисты считают стол Г-образной формы (угловой) с закруглённой выемкой и одной расположенной в основании буквы «Г» тумбой. Длинная часть в этом случае предназначена для письма, а короткая – для компьютера. Размещать стол следует у окна – таким образом, чтобы свет падал слева.

Стул или кресло

 

Чтобы проверить, насколько подходит вашему ребёнку тот или иной стул, ему нужно сесть на него (придвинув к столу) и немного «прорепетировать»: при правильной посадке согнутые под прямым углом руки должны горизонтально лежать на столе, ноги – вертикально упираться в пол, а выступающая часть спинки – поддерживать корпус на уровне талии. Если помощи регулирования вам не удаётся достигнуть такого положения, значит лучше подыскать другой вариант.  Лучше всего, если выбранный вами стул будет регулироваться по высоте сиденья (в пределах 40-55 см), по углу наклона сиденья, по углу наклона спинки, а также по расстоянию спинки от переднего края сидения. Стул для ребёнка должен быть мягким и иметь закруглённые формы. 

Выбираем портфель

Во-первых, для младших классов это обязательно должен быть ранец. Только не позволяйте носить его на одном плече, как это сейчас модно.  Правильно надетый ранец – на оба плеча – позволяет равномерно распределить нагрузку на позвоночник, благодаря чему он не искривляется, спина ровная, не устанет. Если же носить ранец на одном плече, нагрузка будет ложится на одну сторону позвоночника. Это грозит формированием неправильной осанки, сколиозом, головными болями.

Так же портфель должен быть лёгким. Согласно санитарным правилам и нормам вес ранца первоклассника не должен превышать три килограмма. Вес школьного портфеля должен составлять не более 10% от всего веса ребёнка. Обратите внимание на то, как выполнена часть ранца, прилегающая к спине. Ранец должен плотно прилегать к спине. Задняя стенка должна быть укреплённой, с мягкой прокладкой, а плотная рельефная спинка – это обязательное условие для ранца! Ремни должны быть не прямыми, а с лёгким изгибом, покрытым мягким материалом, чтобы не натирали плечи. Длина ремней должна регулироваться. Хорошо, если ремни будут широкие. Узкие ремешки будут врезаться в плечи и причинять боль.

           Портфель должен:

  • хорошо сохранять форму (в противном случае тетрадки и учебники в нём будут мяться, груз будет распределяться неравномерно)
  • иметь надёжные, но не очень тугие застёжки (такие, чтобы, с одной стороны, не расстёгивались постоянно, а с другой – были по силам слабым детским ручкам)
  • иметь удобную детскую ручку (именно за неё ребёнок будет таскать ранец по школе)

Материал, из которого сделана внешняя часть ранца, должен быть непромокаемым.  Не забудьте проверить качество оторочки, убедитесь, что ремни пришиты с помощью прочного материала.

В портфеле предпочтительно наличие двух основных отделений и много карманов для мелочей.

Для обеспечения безопасности ребёнка на дороге, на современных ранцах делают вставки из специальных ярких, отражающих свет материалов.

Выбирать ранец надо только с ребёнком, ведь именно ему ходить с ним каждый день и это очень важный атрибут в школьной жизни первоклассника.

Экипировка первоклассника

Приобретая вещи для ребёнка-первоклассника, с позиции удобства, комфорта и безопасности для здоровья.

Школьная форма должна быть удобная, комфортная, спокойных тонов, не вызывать раздражения глаз ярким цветом, не быть слишком маркой и легко подвергаться стирке. Не покупайте одежду «на вырост».  Ребёнок будет чувствовать себя неудобно, неловко. 

Важно выбрать «правильную» сменную обувь: ребёнок проводит в школе 3-4 часа, а с продлёнкой и больше. Обувь должна быть удобной, чтобы во время урока ученик не отвлекался из-за тугого ремешка или высокого твёрдого задника. «Сменка» из синтетических материалов непроницаема для воздуха и для влаги. Нога в ней горит, потеет и мокнет, создавая все условия для развития грибковых заболеваний. Спортивная обувь – тоже не лучший вариант для «сменки».  Даже если верх у кроссовок сделан из натуральной кожи, подошва остаётся искусственной на все 100%.  это ведёт к потливости, опрелости и другим проблемам. 

Отдайте предпочтение обуви на «липучках». Это удобно и ребёнок сэкономит время на переобувание.

Не покупайте обувь «на вырост».  Свободная, не по размеру обувь станет причиной неуклюжей походки, сбитых пяток и потертостей

свернуть
2024
сентябрь
10 сентября, вторник

«Роль семьи в подготовке детей к школе»

подробнее...
поделиться в: